Внутренняя политика в России бурлит. В своем ежегодном послании Федеральному собранию Владимир Путин фактически исключил возможность переизбрания на должность президента в третий раз, предложил внести изменения в Конституцию, направленные на усиление полномочий Федерального собрания, а поправки эти вынести на всенародное голосование. В российских СМИ замелькали заголовки вроде «Январская революция Путина!» Для премьера Медведева и членов его правительства эти события, судя по всему, оказались как гром среди ясного неба. И вот 20 января проект поправок в Конституцию страны уже внесен на рассмотрение Госдумы — нижней палаты российского парламента.
В России 31 декабря — рабочий день. Зато новогодние каникулы длинные. 7 января здесь празднуется православное Рождество, а 14 января — Старый Новый год (по старому календарю). Этот праздник для россиян очень важен. Официально новогодний отдых закончился в России 8 января, но большинство ее жителей считают, что отдыхать нужно до 14-го. В эти дни на улицах можно видеть множество россиян, счастливо поднимающих тосты за Новый год. Но многие граждане России на новогодние праздники в погоне за летом уезжают подальше от дома — в Таиланд, Египет, на Карибы. Говорят, что ВВП в январе составляет лишь половину от декабрьских показателей.
Поэтому то, что российский президент в этом году выступил со своим посланием так рано — 15 января — вызвало большое удивление. Наверное, среди министров и министерских чинов, губернаторов и депутатов было немало таких, кому пришлось прервать или даже отменить приятный отдых за границей. Нынешнее послание президента своим содержанием явно разбудило российскую элиту, обычно слушающую такие выступления Путина с заспанным видом.
По сути своей Владимир Путин как политик — гениальный популист. Он остро ощущает настроения и скрытые чаяния российского народа и, заранее облекая их в политические проекты, способен всколыхнуть общество.
Например, чтобы внести изменения в Конституцию страны, вовсе не обязательно проводить здесь референдум. Однако несколько нарочитое решение вынести этот вопрос на всенародное голосование как раз и отражает «премиальную» тактику Путина, который, будоража народ, в то же время сохраняет за собой роль лидера проходящих здесь процессов. Судя по всему, хорошо считывая запросы общества и понимая опасность продолжения наступившего застоя, президент Путин сам начал приоткрывать занавес в преддверии «послепутинской эпохи». Он выбрал тактику ускорения российского политического процесса.
Недовольство Медведевым
В марте 2018 года Владимир Путин, объявив о запуске «национальных проектов», призванных кардинально улучшить жизнь российского народа, победил на президентских выборах с ошеломительным результатом в 76% голосов. Такой уровень поддержки Путина объяснялся прежде всего накопившимися в обществе ожиданиями перемен, которые должны были исходить от президента. Однако вскоре в народе широкое распространилось и ранее существовавшее разочарование правительством Медведева, которого Путин держал под своим крылом. Люди были недовольны отсутствием диалога с правительством. Особое противодействие вызвала у россиян неожиданная реформа пенсионной системы, приведшая главным образом к повышению пенсионного возраста. Уровень поддержки президента начал снижаться.
После того как в 2008 году Медведев сменил Путина на посту президента России, в стране началась система «совластия» этих двух политиков. Медведев был президентом, а Путин — премьер-министром. В 2012 году Путин вернулся на должность президента, а Медведев, как бы в обмен, получил пост премьера. Однако довольно быстро «совластие» этих двух руководителей превратилось в лишенную прежнего баланса систему «единовластия» Путина. И все же этот «дуумвират» Путина и Медведева, существовавший более десяти лет, обеспечивал России определенную политическую стабильность.
Однако начиная с 2012 года вокруг Медведева начала концентрироваться группировка «реформаторов», выступавших против существовавшей системы. Это сильно подорвало возлагавшиеся на Медведева ожидания. Постепенно стало все более заметным снижение его эффективности как руководителя.
Особенное недовольство Путина вызвала отстраненность Медведева от идеи национальных проектов. По сути, он поддерживал их только для вида, внутренне не соглашаясь с ними. Как будто сын снисходительно говорит об отце: «Опять папа бросает деньги на ветер». Дело зашло так далеко, что возникла опасность полной утраты доверия народа. Путин почувствовал эту угрозу, что и привело к отставке Медведева.
Теперь на посту премьера Медведева сменил Михаил Мишустин. Прежде он занимал должность руководителя Федеральной налоговой службы — аналога японского управления по налогам и сборам. На этом посту Мишустин находился с 2010 года. Он известен тем, что успешно провел налоговую реформу в России, в том числе широко внедрив электронные инструменты и запустив российский вариант e-Tax. Он так оптимизировал работу налогового ведомства, что теперь россияне могут платить налоги прямо со смартфона. Совершенно исчезли пресловутые очереди в отделениях ФНС, которые так донимали россиян раньше.
Известен Мишустин и тем, что активно выступал на телевидении и в СМИ, активно отвечая на вопросы граждан и всемерно стараясь повысить их «налоговую сознательность», находившуюся на низком уровне. Одновременно он способствовал повышению авторитета ФНС. Если не считать Путина, Мишустин — редкий в России правительственный чиновник высокого ранга, способный к общению с народом. Не стоит забывать и о том, что Мишустин контролировал службу налоговых расследований. Но к органам госбезопасности он отношения не имеет, послужной список у него вполне гражданский.
Почему Путин выбрал Мишустина, который не относится ни к «петербургскому клану», ни к «силовикам»? Скорее всего, Путин надеется, что Мишустин со всем рвением возьмется за переданные ему президентом национальные проекты и вернет доверие к российскому правительству, которое растерял Медведев.
Президент Путин запланировал потратить гигантские суммы на поддержку российских семей и увеличение рождаемости. Оставляя в стороне вопрос о том, правильна или неправильна такая политика, отметим лишь, что ее осуществлением российский президент надеется подстегнуть темпы роста ВВП в 2021 году до 3%. Видимо, Путин хочет сказать Мишустину: «Вы отлично проявили себя как крупный налоговик. Теперь используйте свой опыт и способности, чтобы, устранив излишнюю бюрократию, более эффективно распределить среди граждан деньги на развитие института семьи».
Несомненно, Мишустин — способный руководитель, но вряд ли он займет видное место в «постпутинской» системе власти.
И все же, кто же станет президентом в «постпутинской» России? И какое положение займет сам Путин в «постпутинской» системе власти? Пока ясных ответов на эти вопросы не просматривается.
Миссия премьера Мишустина состоит в том, чтобы эффективно осуществить огромные национальные проекты. Он не кандидат в преемники Путина. Сначала автор полагал, что Мишустин, как и Фрадков в 2004 году, и Зубков в 2007-м, сыграет роль «связующего» премьера. Не будучи политическими фигурами, они могли претендовать лишь на положение «технических премьеров».
С Мишустиным ситуация несколько иная. Путин считает его по-настоящему способным руководителем-практиком и поручает ему соответствующие этим способностям гигантские нацпроекты. Разумеется, будущее премьера Мишустина во многом зависит от того, каких результатов добьется его кабинет. Вместе с тем уже сегодня можно предположить, что Путин рассматривает Мишустина в качестве полновластного премьера уже и в «постпутинской» конфигурации власти.
Итак, кто же может стать преемником президента? Какие качества ищет в нем Путин? Возможно, он примеряет их на себя в тот год, когда был неожиданно выбран Ельциным. Прежде всего, это должен быть патриот. Это должен быть человек, который отделяет вопросы безопасности от экономики. Он должен иметь опыт работы на руководящей должности в аппарате президента или правительстве и хорошо понимать систему устройства власти в России, а также уметь ею управлять. Кроме того, в качестве президента этот человек должен уметь вести диалог с народом и обеспечивать этим поддержку себе.
В 2008 году Путин в связи с окончанием второго президентского срока устроил «соревнование» между двумя тогдашними вице-премьерами Медведевым и Ивановым. Нельзя исключать, что он и в этот раз организует нечто подобное для амбициозных молодых руководителей, занимающих в стране высокие должности. Автор, например, считает возможным возникновение такой конкурентной борьбы между председателем Госбанка Эльвирой Набиуллиной и отвечающим за социальный блок вице-премьером Татьяной Голиковой. Эти две способные высокопоставленные чиновницы, как считается, пользуются симпатией Путина и лояльны к нему. С ними Путин не рискует быть обманутым. Кроме того, разве не возникнет у людей ощущения «оттепели», когда на место грозного царя придет добрая императрица? Можно ли такую возможность рассматривать только в шутку?
Путин назначил Медведева на пост заместителя председателя Совета безопасности. Это вновь учрежденная должность. В компетенцию заместителя председателя СБ входят вопросы обороны. Вероятность, что Путин оставит Медведева на позиции преемника, весьма мала. Среди элиты и в народе Медведева оценивают негативно. И Путин вынужден с этим считаться.
Вместе с тем у Медведева есть одно ценное в глазах Путина качество, которым не обладает в стране никто: у него за плечами — один срок президентства. В Конституции России есть положение, по которому «президент не может занимать президентский пост больше двух сроков подряд». В 2012 году Путин вернулся на пост президента как раз благодаря слову «подряд». Но теперь он предлагает исключить его из текста Конституции. «Президент России не может находиться на этой должности больше двух сроков». Таким образом, после ухода в 2024 году Путин лишится возможности снова занять должность президента.
У Медведева, который уже один раз исполнял обязанности президента, напротив, имеется возможность занять эту должность еще на один срок. Одним словом, именно Медведев может сыграть роль «связующего» президента. Это может стать одним из способов подготовки настоящего преемника Путина, пока Медведев один срок формально поисполняет обязанности. Путин известен своей способностью к глубокой благодарности в ответ на добро в свой адрес. Конечно, у него много вопросов к Медведеву как к президенту. Но ведь Медведев его не предавал. Не исключено, что он чувствует себя обязанным отплатить Медведеву той же монетой.
И все-таки такую перспективу автор оценивает как весьма маловероятную. По России широко разошлись слова, якобы сказанные Путиным летом 2011 года: «Таким образом мы погубим страну». После этого он вернулся на пост президента. Как представляется автору, в нынешней сложной международной обстановке у Путина нет резерва времени для назначения некоего «переходного» президента.
Поправки Конституции должны расширить полномочия Федерального собрания и уменьшить полномочия президента
Предложенные Путиным поправки к российской Конституции значительно изменят политическую систему страны. В ежегодном послании Федеральному собранию Путин несколько расплывчато формулировал вопрос о сроках президентства в России. Однако на своей большой пресс-конференции в декабре прошлого года он заявил о необходимости внесения изменений в Конституцию, убрав из положения «президент Российской Федерации не может занимать этот пост более двух сроков подряд» слово «подряд». В проекте поправок к Конституции, направленном президентом в нижнюю палату парламента, из соответствующего положения слово «подряд» уже исключено.
Однако самое важное во вносимых в Конституцию поправках состоит в другом. А именно: в России существенно изменяется баланс власти.
Действующая Конституция России родилась в буквальном смысле слова в результате «кровавой борьбы». В 1993 году тогдашний российский президент, который всеми силами стремился к усилению президентской власти, вступил в острое противостояние с Верховным Советом, который, по образцу СССР, претендовал на власть. Дело кончилось военными столкновениями на улицах Москвы. Ельцин приказал расстрелять из танковых пушек здание Верховного Совета, в котором засели его председатель Хасбулатов и вице-президент Руцкой. А в декабре того же года всенародным голосованием была принята нынешняя Конституция России, согласно которой президент стоит над парламентом.
Используя эту Конституцию, Путин и выстроил свою вертикаль власти, которую можно было бы назвать центростремительной. И именно этот Путин предлагает существенно перераспределить властные полномочия в стране, дав больше власти парламенту и ограничив в правах президента.
Главное изменение заключается в том, что предлагается фактически наделить нижнюю палату парламента — Госдуму — полномочиями назначать премьер-министра страны и членов правительства. Если в ежегодном послании президента это было сформулировано не совсем ясно, то уже в предложениях по поправкам, представленных рабочей группе 16 января, президент пояснил: «Кандидатуру премьера, утвержденную парламентом, назначает на должность президент. Президент не имеет права отвергнуть утвержденную Федеральным собранием кандидатуру премьера. Премьер министр предлагает Госдуме кандидатуры вице-премьеров и министров. После одобрения Госдумой их утверждает президент. И в этом случае президент не может отклонить согласованные кандидатуры».
До окончательного принятия поправок в российскую Конституцию давать оценки еще рано, но складывается впечатление, что выстраивается система, похожая на французскую, где обладающая парламентским большинством фракция формирует правительство. Вместе с тем обращает на себя внимание замечание Путина, что за президентом в России должно оставаться право отправлять в отставку премьеров и министров. Таким образом, у него сохраняется значительная власть.
Еще один важный момент — расширение полномочий существующего и сейчас Государственного Совета, в который входят губернаторы, лидеры партий и другие авторитетные политики. Предполагается придание Госсовету более полного официального статуса. В проекте поправок, в частности, содержится предложение о том, «чтобы Государственный Совет принимал участие в решении основополагающих вопросов, определяющих государственную политику в области внутренней и внешней политики, социального и экономического развития страны». Имеется в виду также и расширение полномочий верхней палаты российского парламента — Совета Федерации.
Какие цели преследуют все эти нововведения в Конституцию?
Не изменяя курса, проводимого Путиным, создать систему «теневого правления».
Одна из целей — сделать так, чтобы преемник Путина не смог осуществлять то, что сам Путин делал, став правопреемником Ельцина.
На протяжении всего процесса перехода власти от Ельцина к Путину последний всеми силами укреплял российскую государственность и противопоставлял сильную Россию Западу и Америке. Он полностью сменил ориентиры развития страны. Как представляется, Путин может опасаться, что на основе действующей российской Конституции новый президент попытается также изменить курс страны. И вот расширением полномочий Федерального собрания и усилением имеющихся в его распоряжении «сдержек» в отношении президента, а также повышением статуса и усилением роли Госсовета Путин пытается не дать преемнику существенного изменить вектор российской политики.
Другая цель — закладка главного камня в фундамент будущей системы «теневого правления» Путина. Какие возможности возникают у него в связи с возможным принятием поправок к действующей Конституции?
Наиболее прямая из них — это сосредоточить в своих руках власть, заняв, как и в 2008 году, пост «премьер-министра». Став премьером и председателем правящей партии, Путин сможет контролировать Госдуму и осуществлять свои властные полномочия вполне независимо от нового президента. Но Путину уже 66 лет. Насколько для него привлекательны изматывающие каждодневные прямые заботы о жизни населения? К тому же как только жизнь этого населения хоть в чем-то становится хуже, сразу же критикуют премьера страны. С точки зрения непосредственного удержания власти в своих руках этот способ наиболее понятен, однако автор испытывает по этому поводу большие сомнения.
Вполне вероятно и превращение Путина в «лидера правящей партии и одновременно председателя Госдумы». С таких позиций он сможет контролировать правительство. Но если встать на место Путина и подумать о том, что в должности спикера Госдумы ему придется разбираться с ее в целом некачественной работой, то в голову сразу приходит мысль: «Этого еще не хватало!»
Есть и еще один вариант: полностью подчинить себе Госсовет и Свет безопасности и с этих позиций контролировать президента и правительство. Однако в настоящее время председательствует в обеих этих органах президент. Маловероятно, что его место может занять кто-то помимо действующего президента страны.
Автор хочет особо обратить внимание, что Медведев только что назначен на вновь учрежденную должность заместителя Совета безопасности. Совмещая эту должность с должностью председателя всероссийской политической партии «Единая Россия», Медведев, с одной стороны, может контролировать правительство, а с другой, фактически держать в своих руках Совет безопасности. Он может контролировать силовые ведомства и иметь веское слово в определении стратегического курса России.
Вполне вероятно, что в силу этих же причин он может сделать Госсовет своей базой влияния. Так что не исключено, что, сочтя должность заместителя председателя «маловатой» для него, Медведева могут сделать и фактическим председателем под каким-то другим названием.
Как бы то ни было, становится ясным, что в России, не имеющей восточных традиций «системы управления патриархов», даже для Путина после ухода с поста президента становится трудно найти пути сохранения за собой верховного влияния.
Сказать что-то конкретное о том, кто же все-таки станет преемником Путина, в данный момент невозможно.
Одним из вариантов может стать Мишустин в связи с его назначением премьером. Если премьеру Мишустину удастся в полной мере проявить способности опытного технократа, то его оставят и дальше руководить правительством, а на должность президента подберут надежного человека, хорошо знакомого с вопросами внешней политики и безопасности. Возникнет новая «двухголовая» система власти, в которой председатель правительства будет сосредоточен на экономике, а президент — на внешней политике и безопасности. А контролировать их со стороны в том или ином качестве будет все равно Путин. В любом случае нужно еще какое-то время, чтобы обрисовалась фигура преемника Путина.
Ускоряющийся политический процесс и возможность досрочного ухода Путина
Всенародный референдум по путинским поправкам к Конституции, который самое раннее может состояться уже в апреле, станет вынесением вотума доверия президенту Путину. Судя по всему, Путин нацелен на получение такой же или даже большей поддержки россиян, как на предыдущих президентских выборах в 2018 году. На данном этапе политический календарь в России выглядит так, что в сентябре 2021 года в стране пройдут очередные парламентские выборы, а в марте 2024 года — очередные выборы президента. Однако если в ходе предстоящего референдума Путину удастся заручиться подавляющей поддержкой народа, он, как представляется, сможет придать ускорение политическим процессам, проходящим в стране.
По мнению автора, нельзя исключать, что Путин может назначить предстоящие в 2021 году парламентские выборы на более ранний срок и, не ожидая 2024 года, уйти с поста президента. Таким образом он подстегнет переход к формированию «постпутинской» системы власти. Политические процессы в России ускоряются. Хотя сейчас повсеместно говорится, что «постпутинская» проблема — это проблема 2024 года, но вполне может случиться и так, что она станет проблемой 2022-го и даже 2021-го. Сам Путин ввергает Россию в период больших преобразований.
Итиё Исикава — член группы обозревателей радиокорпорации NHK. Приглашенный профессор университета Кинки и специальный помощник ректора. В 1982 году окончил отделение русской литературы филологического факультета Токийского университета. Работал в отделениях NHK в Аките и Аомори, затем стал корреспондентом международного отдела в штаб-квартире NHK в Токио. В 1992-1996 г.г. корреспондент корпункта NYK в Москве. Затем — заведующий отделением в международной отделе. В 2002-2007 г.г. — шеф корпункта NHK в Москве. С 2007 года член группы обозревателей NHK, с 2010 года — руководитель группы. После ухода на пенсию в качестве обозревателя выступает в программах «Общественное обсуждение», «Доброе утро, Япония. Вот что важно», «Ловите — главные новости со всего мира». Часто выступает с лекциями в качестве специалиста по России и бывшему СССР и проблемам безопасности. Преподает в Токийском университете по программе Executive Management Program в качестве специально назначенного «преподавателя высшей категории». Выступал в качестве модератора на Санкт-Петербургском и Восточном экономических форумах.