19 декабря спикер польского Сената Томаш Гродзкий (Tomasz Grodzki) провел встречу с послом России Сергеем Андреевым. Польскому агентству печати удалось получить доступ к записи о встрече.
Из документа следует, что Гродзкий предложил, в частности, возобновить контакты на уровне вице-спикеров верхних палат парламента двух стран. Он предложил, что представителем Польши мог бы выступить Богдан Борусевич (Bogdan Borusewicz), однако, Андреев напомнил, что Россия внесла того в «черный список».
Дипломат обратился к спикеру польского Сейма с просьбой о том, чтобы Польша поддержала призыв об отмене санкций в отношении России, а одновременно не присоединялась к инициативе об отстранении российской делегации от заседаний ПАСЕ.
Гродзкий, в свою очередь, призвал россиян вернуть обломки польского Ту-154М, а также предоставить полякам доступ к архивным документам на тему Августовской облавы. В ответ Андреев подчеркнул, что Россия не понимает теорий заговора, связанных со смоленской катастрофой, а упомянутые архивы «заморожены» из-за демонтажа памятников в Польше и польского «закона на тему истории».
Следует напомнить, что встреча вызвала неоднозначную реакцию. Во-первых, она прошла в тот же самый день, когда президент Владимир Путин впервые заговорил о негативной роли Польши в развязывании Второй мировой войны. В ходе своей ежегодной встречи с журналистами он обвинил нашу страну в разделе Чехословакии.
МИД Польши указывает, что Гродзкий не согласовал свои действия с восточным подразделением ведомства. «Мы предложили провести встречу на более низком уровне в соответствии с принципом взаимности, но к нашему предложению не прислушались. Встреча состоялась, и провел ее спикер Сената. Таково было его личное решение», — сообщил заместитель министра иностранных дел Марчин Пшидач (Marcin Przydacz).
Комментарии читателей
Nimba: По какому праву спикер проводит собственную внешнюю политику? Он у кого-нибудь об этом спрашивал, с кем-нибудь консультировался?
Janusz K: Извините, а где в этот момент был министр иностранных дел? Он поехал куда-нибудь, гостей принимал?
Mówię jak jest: Не знаю, отражены ли в этой «записи» все затронутые вопросы, но в любом случае они никак не входят в сферу компетенций спикера Сената. Это неправомерное вмешательство во внешнюю политику. Можно предположить, что упомянутые в документе темы — «прикрытие» для того, о чем на самом деле Гродзкий просил Андреева. Сложно поверить, чтобы посол, человек, который ориентируется в польской политике, обращался со своими просьбами к неподходящему человеку. Все это напоминает фальшивку.
Politruk: Резонансная встреча? Гродзкий помалкивал, а посол-шпион поучал его, что делать, вот и все.
Qui: С российской стороной он общался разумно, только сейчас у него нет полномочий для ведения таких переговоров. Мне не нравится наше правительство, но именно оно управляет страной и несет ответственность за то, что с ней происходит, в том числе на международной арене. «Высовываться» без консультаций с правительством опасно, если так начнут делать все подряд, в следующий раз какой-нибудь безумец объявит россиянам войну…
Polaky: Все ясно, только Россия многого от нас требует, а сама ничего нам дать не хочет. Если кто-то думает, что Польша может с ней о чем-то договориться, он очень наивен.
Cynik: Россия хочет, чтобы Польша поддержала «призыв об отмене санкций и не присоединялась к инициативе об отстранении российской делегации от заседаний ПАСЕ». Взамен Москва согласится в рамках компромисса и взаимопонимания не выполнять ни единой просьбы Польши, то есть как обычно.
POzdrawiam POżytecznych idiotuff: Господин спикер встретился с послом и услышал, что российской стороне нечего нам предложить и не о чем с нами разговаривать. Гродзкий только осрамился и выставил себя на посмешище. При помощи уступок с русскими не получится продвинуться вперед ни на шаг, чего-то добиться от них можно только решительностью, такова их природа.
RED: Эти новости дают надежду на то, что есть шанс на возвращение к нормальной ситуации, выстраивание нормальных отношений с соседями, диалог, взаимную симпатию.
Ronin: Разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать лучше, чем обмениваться оскорблениями. Браво, господин спикер.
Proszę: Сколько можно на всех огрызаться? Неужели не лучше жить в мире. Пора свернуть с этого пути, пока не окажется, что отступить с него уже невозможно.
Jacek: Я уже больше трех лет работаю с русским языком. Россияне, простые граждане России, тоже хотят поддерживать с нами нормальные отношения, в том числе на политическом уровне. С простыми россиянами можно договориться без проблем. Я вижу, что появился свет в туннеле, жаль только, что Гродзкий не будет баллотироваться в президенты, я бы за него проголосовал.