Если подтвердятся сообщения, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху намерен выразить поддержку той кампании, которую российский президент Владимир Путин ведет против Польши в последние несколько месяцев, тогда придется сказать следующее. Такие действия — это просто плохая шутка за счет жертв Холокоста, а также тех, кто выжил в условиях геноцида против еврейского народа. Ведь это в их память мировые лидеры собираются в четверг в мемориальном центре Яд Вашем.
В центре путинской кампании против Польши — обвинение в том, что это Польша вызвала вторую мировую войну. При этом большая роль Советского Союза в событиях, которые подвели к войне, минимизируется.
В 1939 году Советский Союз бросил на произвол судьбы евреев Польши, да и всей остальной Европы, когда он подписал пакт Молотова-Риббентропа, пакт о ненападении между Советским Союзом и нацистской Германией. Частью этого соглашения был раздел Польши между этими странами — а это-то и привело к тому, что разразилась вторая мировая война. Через неделю после подписания пакта Германия напала на Польшу. Это был шаг по ее пути к «окончательному решению еврейского вопроса», то есть к уничтожению еврейского народа. Возможно ли, чтобы теперь, через 80 лет, Израиль оказался готов забыть ту роль, которую Советский Союз сыграл в начале войны? И ради чего Израилю это делать — ради сиюминутных интересов и соображений, которые вовсе и не совпадают с исторической правдой?
Путин приезжает в Яд Вашем как глава нации, которая разгромила режим убийцы по имени Гитлер и освободила концлагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, построенный немцами в Польше. Но мы не должны забывать и менее героические страницы истории, которые предшествовали победе над нацистами. А среди этих страниц, помимо вышеупомянутого пакта с Германией, убийство, которое Советы совершили в отношении тысяч невинных поляков в катынском лесу в 1940 году, — преступление, которое они скрывали и отрицали в течение десятилетий. Польский президент Анджей Дуда, отказавшийся от участия в церемонии в Яд Вашеме, поскольку он не получил возможности выступить там, — полностью оправдан в своих опасениях. А опасения его состоят в том, что Путин использует данную ему в Израиле трибуну для того, чтобы распространить свою лживую версию, затемнить и исказить те части истории, которые ему неудобно вспоминать.
Два года назад поляки втянули Нетаньяху в конфронтацию с научными сотрудниками Яд Вашема. Это произошло после того, как Нетаньяху подписал вызвавшее споры совместное заявление с его польским коллегой, премьер-министром Матеушем Моравецким. В этом заявлении говорилось, что «многие поляки» спасали евреев во время Холокоста, а те поляки, которые сотрудничали с нацистами, были всего лишь отдельными лицами, не представлявшими во время своих неблаговидных действий польский народ. Нетаньяху таким образом исказил историю для того, чтобы прекратить кризис между Польшей и Израилем, разразившийся после того, как в Польше был принят закон о Холокосте, ограничивавший право историков и журналистов высказываться о роли поляков в преступлениях нацистов.
Нужда в укреплении связей Израиля с Россией, а также желание освободить Нааму Иссахар — всем этим соображениям нельзя позволить взять верх над исторической правдой. Нельзя допустить, чтобы они заставили Нетаньяху расписаться — словом или пером — под еще одной искажающей историю декларацией. История — это общая ценность. И она, особенно в той своей части, которая касается еврейского народа, не является личной собственностью Нетаньяху, которой можно торговать.