15 января 2020 года запомнится как начало перехода к новому политическому устройству в России, которое Владимир Путин оставит после себя, завершив через четыре года свой президентский срок. О грядущих переменах Путин объявил во второй половине своего 75-минутного послания Федеральному Собранию, как в России называют двухпалатный орган законодательной власти. Серьезность и неотложность перемен нашла свое подтверждение уже через несколько часов, когда премьер Дмитрий Медведев и весь российский кабинет министров подали в отставку. Тем самым президент получил возможность немедленно приступить к реализации объявленных поправок к конституции, сделав это еще до формирования соответствующей рабочей группы, не говоря уже о подготовке законов, регулирующих их воплощение в жизнь, и референдума по этим поправкам, который состоится после их публикации, о чем президент тоже сказал в своем послании.
ВОПРОС О ВЛАСТИ
Результатом всех этих многообразных событий стал шок и трепет в обширных рядах наблюдателей за Россией. Но вскоре комментаторы оправились, и предположения о том, что ждет эту страну, зазвучали с новой силой.
Почти во всех политических комментариях, прочитанных мною за последние 24 часа, оценивается предназначение объявленных изменений с точки зрения политической судьбы одного человека: Владимира Путина. Включились все прожекторы, которые рыщут своими лучами по политическому небосклону в попытке определить, какое место в новой организационно-штатной структуре займет Путин после 2024 года. Это вполне понятно с учетом многочисленных спекуляций о предполагаемом намерении Путина править Россией до конца своих дней.
Следует отметить, что после переизбрания Путина на президентский пост в марте 2018 года его многочисленные хулители внутри страны и за рубежом оживленно начали строить догадки и домыслы о том, намерен ли он соблюдать требование конституции, запрещающее президенту находиться у власти больше двух сроков подряд. По этой причине его политические противники, такие как Михаил Касьянов, вчера воспользовались случаем и злорадно закричали, что они были правы с самого начала, и что вчера мы стали свидетелями первого шага Путина к сохранению президентской власти в новом виде. Такие утверждения прямо противоречат заявлению Путина о том, что он не возражает против ограничений по президентским срокам, которые останутся в силе. Поэтому у комментаторов вполне естественно возник вопрос: какой высокий пост он займет после 2024 года? Станет премьер-министром? Возглавит усиленный Государственный совет, который до настоящего времени не входил в организационно-штатную структуру федеральной власти? Или он займет какое-то другое кресло, скажем, станет главой конфедеративного союза с Белоруссией?
ОБЕСПЕЧИТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
В предлагаемом здесь анализе я попытаюсь понять, что происходит в более широком плане, обращаясь к пунктам президентского послания, которые отражают замыслы Путина, но были полностью проигнорированы теми, кто поддался всеобщей панике и начал мерить его предложения только одной меркой.
На основании такого подхода я прихожу к выводу о том, что это будет пробная и несколько противоречивая конституционная перестройка, имеющая целью обеспечить преемственность сильной, централизованной и глубоко патриотичной федеральной власти с Путиным или без него. Важнее всего то, что эта перестройка начинается незамедлительно, и ее результаты можно будет закрепить за предстоящие четыре переходных года. Это позволит всем действующим лицам на политической сцене врасти в новые роли с повышенной ответственностью и доказать свое рвение и умение под бдительным взором действующего президента.
Предлагаемая конституционная реформа позволит переформатировать отношения между ветвями исполнительной, законодательной и судебной власти на федеральном уровне. Больше всех от этих изменений выгадает законодательная власть, особенно Государственная Дума, являющаяся нижней палатой парламента. Она обретет полномочия, очень близкие к тем, которые существуют в парламентской демократии.
МОНАРХИЯ НАЧАЛАСЬ ПРИ ЕЛЬЦИНЕ
До настоящего времени конституция, введенная в действие в 1993 году Борисом Ельциным после того, как он жестоко и кроваво подавил взбунтовавшийся парламент, определяет такую структуру федеральной власти в России, которая очень сильно напоминает монархию, существовавшую в России при Николае II. Именно при нем в системе самодержавия впервые появился парламент, хотя глава государства сохранил за собой право назначать кабинет, подчинявшийся только ему. Но с этого момента в соответствии с предложенными Путиным поправками к конституции, премьера и федеральных министров станет выдвигать Дума. А президент будет формально утверждать их в должности, не имея права отменить эти назначения. Правда, потом он сможет снять министров с должности за невыполнение своих обязанностей.
Путин в своем схематичном изложении нового порядка не указал, из кого будут формировать кабинет — из депутатов парламента или из людей со стороны, как это делается в настоящее время. Подсказкой на этот вопрос может стать то, что человек, назначенный в тот же день на замену Медведеву, является чистым технократом, не имеющим политических пристрастий и опыта работы в законодательной власти. Это Михаил Мишустин, долгое время работавший главой Федеральной налоговой службы. Но это может быть просто тактический ход, имеющий целью облегчить наполнение кабинета министрами из думских политических кругов. Если это так, то все сделано правильно, так как нам было сказано, что кандидатура Мишустина, которую сегодня будут рассматривать в Думе, оказалась приемлемой для всех, и была встречена с одобрением.
Для понимания того, что будет дальше, надо принять во внимание чрезвычайно важное заявление, сделанное Путиным за несколько секунд до того, как он начал излагать свои предложения по конституционным поправкам. Путин сказал своей аудитории, что во время встреч с лидерами думских фракций, которые он проводил регулярно с перерывом в несколько недель, у него сложилось впечатление, что все они большие патриоты и работают на благо страны. Соответственно, заявил президент, все думские партии должны участвовать в формировании кабинета.
О РОЛИ ПАРТИЙ
Таким образом, в предстоящие дни мы можем увидеть, что кандидатов на некоторые министерские посты в новом федеральном правительстве будут выдвигать не только от «Единой России», но и от других партий. По сути дела, Путин, не вводя слово «коалиция» в свой лексикон, заложил основы для создания большой коалиции, которая может прийти на смену однопартийному правлению «Единой России», где Дмитрий Медведев является номинальным председателем. Здесь уместно отметить, что в отличие от Путина, чьи рейтинги по данным опросов в последние месяцы вернулись к отметке намного больше 60%, популярность «Единой России» продолжает снижаться, а поэтому после следующих всеобщих выборов она вполне может лишиться парламентского большинства. А новая большая коалиция в этих условиях обеспечит политическую преемственность и стабильность на все случаи жизни.
Такие инновации на уровне федеральных министров случались и в прошлом, однако сообщество наблюдателей за Россией, зациклившееся на одном человеке, их не заметило. Уже довольно длительное время существует определенное распределение власти, которой партии большинства делятся с партиями меньшинства на уровне глав комитетов Государственной Думы.
Такое разделение власти между партиями присутствует и в гендерном плане. Например, некоторые посты председателей комитетов отданы женщинам из числа коммунистов. Я имею в виду председателя комитета по семейной политике. Между тем, пост председателя очень заметного комитета по международным отношениям от «Единой России» перешел к националистической партии Владимира Жириновского ЛДПР.
Аналогичные действия по разделу власти мы можем увидеть в ближайшее время. Однако ключевые фигуры из уходящего кабинета, такие как министр иностранных дел Сергей Лавров и министр обороны Сергей Шойгу, сохраняют свои посты, так как они пользуются подавляющей поддержкой большинства, если не всех думских партий.
Выше я говорил о том, что предложенные Путиным конституционные реформы несколько противоречивы. Этот вывод я сделал, исходя из заявления Путина о том, что Российской Федерации с учетом ее размера и многообразия нужна сильная, даже исключительная президентская власть. Возможный будущий конфликт заложен в его заявлении о том, что президент задает политическую повестку для кабинета. Но это противоречит положению о том, что кабинет назначает нижняя палата. То, как это работает при Путине на посту президента, может не сработать, когда он освободит президентскую должность, и его место займет фигура меньшей величины.
УХОД ОТ ЕДИНОВЛАСТИЯ
В целом конституционные реформы и крен в сторону сильной и работоспособной законодательной власти положили начало резкому отходу от прежней системы, где управление осуществлялось по указам и существовала борьба за власть между парламентом и президентом, доставшаяся Путину в наследство от Бориса Ельцина. За исключением непродолжительного периода премьерства Евгения Примакова в 1998-1999 году, Ельцин управлял страной в основном с помощью указов, демонстрируя полное пренебрежение к оппозиционной Думе, которую контролировали коммунисты. Путин шаг за шагом подталкивает парламент к тому, чтобы он брал на себя больше ответственности, повышал профессионализм своих законодательных инициатив и законотворчества. Очевидно, он надеется вкусить плоды такой политики и сделать ее своим политическим наследием.
В завершение я добавлю одно замечание по поводу самого послания Федеральному Собранию. По сравнению с предыдущими годами оно оказалось короче, и было почти полностью сосредоточено на внутренних вопросах, представляющих непосредственный интерес для широких масс населения. Если не считать обычные заявления общего характера о том, что правительство будет стремиться к улучшению инвестиционного климата, а ВВП до ухода Путина с поста будет расти ежегодно более чем на пять процентов, то в нем прозвучали многочисленные объявления вполне конкретного свойства, в частности, о мерах, которые начинают действовать с 1 января 2020 года и помогут наполнить карманы по-прежнему низкооплачиваемого рабочего класса, который трудится в государственном и частном секторах. Все эти меры обеспечены бюджетными средствами, и президент в силах их осуществить.
Данные меры конкретно нацелены на исправление демографического положения в России посредством увеличения выплат «материнского капитала». По сути дела, для семей с двумя и более детьми общая сумма выплат наличными и списания ипотечных кредитов составит один миллион рублей (почти 15 000 евро), что соответствует 50% стоимости типичной квартиры или дома в российской глубинке. Другие меры облегчат уход за детьми в возрасте до семи лет включительно, так как они предусматривают ежемесячные выплаты в сумме 11 000 рублей (160 евро) на ребенка для тех, у кого минимальные зарплаты. Обещаны также меры не денежного характера, такие как обеспечение бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы, начиная с 1 сентября 2020 года. Значимость этих мер во всей их совокупности для повышения уровня жизни значительной части населения невозможно переоценить.
По сути дела, внутренним проблемам президент посвятил 99 процентов своего выступления. Международной обстановке, международным отношениям и военным делам Путин уделил менее минуты, хотя в прошлом они занимали более трети его послания. Он ограничился заявлением о том, что благодаря достижениям в обновлении российской армии (конечно, речь шла о новом арсенале гиперзвуковых ракет) безопасность страны обеспечена на десятилетия вперед, если не больше.