Президент Украины Владимир Зеленский впервые приехал и выступил на Всемирном экономическом форуме, который проходит в эти дни в швейцарском Давосе, и рассказал, почему Украина должна стать инвестиционной Меккой Европы; почему мир, в котором «катаклизмы стали будничностью, а потрясения — привычкой», не может сплачиваться лишь в Facebook и что необходимо делать, чтобы избежать глобального кризиса.
— (Начинает на английском). Мне очень приятно впервые тут быть. Я президент Украины, поэтому перейду на украинский. Уважаемый господин глава, уважаемые присутствующие. Мне очень приятно быть на юбилейном 50-м заседании Всемирного экономического форума. Пользуясь случаем, хочу отметить проекты форума относительно Украины, а именно: сценарий будущего Украины, женевскую инициативу относительно Украины, новое экономическое видение для Украины. Я благодарю за это и рассчитываю на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Темы, которые поднимаются в Давосе, всегда точно иллюстрируют состояние современного мира и вызовы, которые встают перед человечеством. И нынешний форум объединил лидеров для обсуждения чрезвычайно важной темы — сплоченного и устойчивого мира. Вы знаете, мне кажется, Украине точно есть что сказать по этому поводу.
Какая сегодня наибольшая угроза сплоченности и устойчивости мира? Вопрос безопасности. Безопасности как отдельного человека, так и целых стран и народов. Современный мир меняется с реактивной скоростью, которая переместила нас в новую эпоху. Эпоху new normality (англ., новая нормальность. — прим.«ГОРДОН»). То, что вчера казалось фантастикой, сегодня стало действительно реальностью.
Но, к сожалению, далеко не все в этой эпохе является позитивным. Торговые войны, перераспределение территорий, стремительный рост военных бюджетов, сепаратистские движения, выход стран из предыдущих международных соглашений. Это тоже, к сожалению, new normality. И это подрывает веру в человечество и наводит на мысли: извините, а не летит ли этот мир в пропасть?
Мы рискуем, что следующие поколения, страдая от климатических изменений, перманентных конфликтов, страдая от бедности и ограниченного доступа к еде, будут упрекать каждого из мировых лидеров, что те имели реальный шанс договориться, но так им и не воспользовались.
Самое страшное, что катаклизмы стали для планеты будничностью, а потрясения стали для человечества иногда просто привычкой. Как никто другой я точно знаю, о чем сейчас вам говорю. Шестой год в моей стране идет война. Шестой год, как Россия аннексировала у нас часть территории, несмотря на тысячи страниц международного права и сотни организаций, призванных защищать это право. Вот такая у нас new normality.
Да, мир сплотился в решении этих вопросов, но достаточно ли этого для семей украинских погибших и тех, кто лишился крова? Достаточно ли им мировой «обеспокоенности и озабоченности»? Этого мало. И это правда. Это лишь один пример, который доказывает: нынешняя архитектура мира, к сожалению, уязвима, а существующие [международные] институции не всегда работают так эффективно, как того требует настоящее.
Мир нуждается в переосмыслении и обновлении правил, в особенности правил международной безопасности. Мир не может быть сплоченным только в Facebook, когда репостят выступления Греты Тунберг, фотографии ужасных пожаров в Австралии или, к сожалению, сбитого украинского Boeing в Иране. Означает ли это, что все сделали выводы? Нет. Ведь для большинства через неделю это уже потеряет актуальность, а в [новостную] ленту уже стучит новый громкий информационный повод.
Я не случайно и не просто так на экономическом форуме уделяю так много внимания вопросу безопасности. Ведь это чрезвычайно важно для развития украинской экономики. Одновременно наша философия — превратить свои проблемы в собственную силу. Вызовы, вставшие перед нами, украинцами, мобилизуют нас и заставляют двигаться быстрее. Вдохновляют делать невероятное и невозможное. Мы программируем себя на позитивное мышление. Мы программируем себя на выполнение амбициозных задач.
Какой, на ваш взгляд, может быть задача для страны, потерявшей часть своей территории и являющейся далеко не самой богатой на старом континенте? Стать лидером. Да, стать лидером Восточной и Центральной Европы. Это амбициозные планы. Думаете, это невозможно? Многие мировые единороги начинали с безумных идей, с несколькими сотрудниками и офисами в своем гараже. So, nothing is impossible (англ., что ж, нет ничего невозможного. — прим.«ГОРДОН»).
За эти годы наша страна сделала несколько шагов назад. Но мы не отступили. Мы набирали расстояние для разбега и решительного экономического прыжка. Новая украинская власть строит равные правила игры для всех, очищает судебную систему, диджитализирует процессы, воплощает жизненно важные реформы и принимает жизненно необходимые законы.
Сегодня прагматическому и закаменелому миру остро не хватает чуда. А мировая экономика, которая находится на грани нового глобального кризиса, требует экономического чуда. Украина — это именно то место, где случаются чудеса. И моя цель — чтобы в книжках рядом с кейсами Японии, Южной Кореи и Сингапура появилась Украина. Поэтому присоединяйтесь!
Украина должна стать инвестиционной Меккой Восточной и Центральной Европы. Главным драйвером для экономического развития является возможность получать экономическую прибыль. И мы — одна из немногих стран, которая сейчас позволяет зарабатывать высокий доход на инвестированный капитал. Сегодня мы недоинвестированы и недолюблены. Но вопреки глобальной тенденции Украина ускоряет изменение климата.
Я намеренно употребил такое скандальное утверждение, чтобы сфокусировать ваше внимание и чтобы это услышали все. Конечно же, я говорю исключительно о позитивных изменениях в бизнес-климате. Украина становится стабильным и предсказуемым рынком со значительными возможностями для расширения бизнеса. Для нас это вопрос собственного выживания. А для вас — стабильность в регионе, а значит, и в Европе в целом.
Что значит не инвестировать в Украину сегодня? Это стать Джорджем Беллом, который в 1999 году отказался купить Google за миллион долларов. Так что don't miss out Ukraine. Thank you very much (англ., не упустите Украину. Спасибо большое. — прим.«ГОРДОН»).