Российская армия действует одновременно на нескольких фронтах в Сирии и активизировалась на севере Сирии, где жертвами становится мирное население. Она убивает жителей и вынуждает их покидать свои дома, пытаясь захватить все, что возможно, на территориях под контролем сирийской оппозиции. Другое, но не менее важное для Москвы направление борьбы — энергетический и денежный фронт «полезной Сирии», но ветра данного противостояния, по всей видимости, дуют в нежеланную для России сторону. Причиной стали американские «красные линии» и установленные Вашингтоном географические границы, которые российская армия не может пересечь.
Ссылаясь на «надежные источники», Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека сообщил, что российская армия направила передовые системы противовоздушной обороны в аэропорт Аль-Камышлы на северо-востоке Сирии, который, в свою очередь, находится неподалеку от нефтяных месторождений, контролируемых американской армией и ее местным союзником — Сирийскими демократическими силами.
Похоже, Россия заинтересована в том, чтобы закрепиться в регионе на фоне напряженности между ней и Соединенными Штатами Америки вследствие попыток захватить стратегическое шоссе, связывающее провинции Аль-Хасака и Алеппо. Однако американские военные неоднократно препятствовали попыткам российских патрулей пересечь установленные «красные линии». Российские силы были вынуждены отступить, так и не войдя в регион.
Согласно Сирийскому центру мониторинга за соблюдением прав человека, армия США дислоцировала свои силы у стратегических пунктов — входа и выхода из города Тель Тамр. Он является связующим звеном между Аль-Камышлы и Аль-Хасакой. Также участились их военные патрули на трассе Алеппо-Хасака, известной как М-4.
Как считает сирийский политолог Рашид Аль-Хурани (Rashid al-Khurani), Россия не может добиться политического решения в Сирии, пока в этой стране сохраняется американское присутствие. Силы США — это ключевой фактор, препятствующий установлению полного российского контролю над сирийскими территориями при поддержке Асада.
Поэтому мы видим, что Москва решила прибегнуть к полноценному военному сценарию на северо-западе страны от провинции Идлиб до сельской местности провинции Алеппо. Это наступление, по словам Рашида, нацелено на то, чтобы «прощупать пульс» американской позиции в регионе, прежде чем Москва пойдет на какие-либо другие меры на восточном берегу Евфрата. Однако Соединенные Штаты активизировали действия в зоне деэскалации, о чем говорят недавние столкновения между оппозицией и сирийским режимом, в ходе которых оппозиция добилась успехов, а российская армия и ее союзник понесли большие потери в живой силе и технике.
Американская армия контролирует все энергетические ресурсы на восточном берегу Евфрата, и президент США в конце 2019 года заявил о сохранении военного контингента в регионе для защиты нефтяных месторождений и предотвращения возвращения «Исламского государства» (организация запрещена в РФ — прим. ред.).
Среди важнейших месторождений, которые сегодня контролируются американской армией, нужно выделить месторождение «Аль-Омар». Это самое крупное нефтяное месторождение в Сирии, расположенное на восточном берегу реки Евфрат. Кроме того упомянем «Коноко» — крупнейшее газовое месторождение в стране и поставщик электроэнергии, расположенный на севере провинции Дейр-эз-Зор; «Ат-Танак» — второе по величине нефтяное месторождение в Сирии; месторождение «Румейлан», которое содержит около 1300 нефтяных скважин и 25 скважин, предназначенных для добычи газа.
Сотрудник исследовательского центра «Омран» Бадр Мулла Рашид (Badr Mulla Rashid) рассказал «Аль-Кудс аль-Араби», что отступление США от решения о полном выводе войск из Сирии представляет собой поворотный момент в отношении взаимодействия сил на территории. Москва рассчитывала расширить зону контроля и полностью захватить северо-восточную Сирию или, по крайней мере, окружить оставшиеся американские силы в районе Дейр-эз-Зора и вокруг него.
Однако решение Вашингтона оставить военных вновь изменило баланс сил, что стало причиной напряженности и попыток каждой стороны перерисовать карту и обеспечить себе наибольший выигрыш. Российские ракеты, которые Москва пытается развернуть в аэропорту Аль-Камишлы, не смогут повлиять на военный баланс, но это инструмент для оказания некоторого давления на американских чиновников и военнослужащих, присутствующих в регионе.
С другой стороны, процесс расширения военного присутствия представляет собой шаг в сторону большего российского военного влияния на сирийской карте. С точки зрения эксперта, ожидается, что российское давление и провокация американских сил в регионе будут продолжаться, независимо от того, получит ли Москва военное преимущество или просто ответит на давление Америки по вопросу российских и сирийских противоправных действий в провинции Идлиб.