Историк академик Георгий Марков в интервью агентству «Фокус» по случаю Международного дня памяти жертв Холокоста
Фокус: 27 января мы отмечаем Международный день памяти жертв Холокоста. Почему важно помнить этот исторический момент?
Георгий Марков: Это самое крупное преступление в мировой истории, поскольку это промышленное убийство людей. Это лагеря смерти, созданные нацистами в Третьем Рейхе. История никогда не знала такого количества невинных жертв — 5 850 000 человек. Массово гибли и другие, но евреи стали народом-мучеником, уничтожаемым из-за своего происхождения. Это преступление нацизма нельзя забывать, стоит помнить, что корни антисемитизма появились не в нацистской Германии, а задолго до Гитлера. Они были в Испании, Англии, России и других странах, но Гитлер перешел к массовым уничтожениям или к так называемому «решению еврейского вопроса», согласно Ванзейской конференции 20 января 1942 года. Об этом следует помнить и предупреждать, потому что антисемитизм не исчез.
— Как возникла идея геноцида евреев?
— Еще в молодости сам Гитлер читал антисемитские книги и находился под влиянием антисемитов 19-го века, в то время как евреев обвинили в мировом экономическом кризисе. Он утверждал, что в этом кризисе виноваты евреи с Уолл-стрит, и что немцы страдают из-за мирового еврейства. Известно, что евреи организованы во Всемирную сионистскую организацию и стремятся вернуться на свою древнюю родину — Палестину. Но вместо того, чтобы позволить им вернуться, их оставили в Европе, чтобы уничтожить. Вина за это лежит и на великих западных силах, особенно на британском правительстве.
— Что случилось с евреями в нашей стране после того, как Болгария присоединилась к Тройственному пакту?
— Еще до того, как Богдан Филов подписал Тройственный пакт, в начале 1941 года был принят закон о защите нации. Да, действительно, это был шаг в сторону антисемитизма, в значительной степени вдохновленный нюрнбергскими законами Гитлера, но, по-моему, это уже переход на сторону зла. Некоторые коллеги со мной не согласятся, но это действительно ставило евреев в неравное положение — они были ограничены комендантским часом и не могли свободно совершать покупки и т.д. Закон был действительно антисемитским, но он не исполнялся, поэтому царь Борис III сказал Гитлеру: «Мы все устроим согласно нашим местным условиям». Позже это объясняет сопротивление многих депутатов.
— Кто заступился за болгарских евреев и как они были спасены?
— Изначально сопротивление пошло из Кюстендила, где председателем Народного собрания был Димитар Пешев, там же находился Валио Куртев, один из активистов внутренней македонской революционной организации (ВМРО), а также другие депутаты. Оппозиция была и среди людей у власти. Кроме того, давайте не будем забывать о роли Болгарской православной церкви, особенно митрополита Софийского и митрополита Пловдивского, имевших доступ к царю. Именно они вынудили царя отказаться от депортации евреев за пределы старых границ Царства. По моему мнению, болгарские евреи были спасены Царством. В этом приняли участие и политики, и Церковь, и писатели во главе с Элином Пелином. Среди болгарского народа нет антисемитизма. Евреи не казались нам угрозой. Они были и не так богаты, как в некоторых других странах. Когда царь Борис III говорил с Гитлером, он сказал, что евреи нужны ему в качестве рабочей силы для обороны Эгейского моря.
— Сегодня — много лет спустя — должны ли мы гордиться своей историей?
— Да, должны, потому что порой обидно, как Западная и Северная Европа, хоть и ведут себя вежливо, пренебрежительно относятся к нам. Когда они говорят о Востоке, имеют в виду Россию, когда говорят о Ближнем Востоке — Турцию и арабские страны. Однако мы можем им сказать, что болгарский народ спас евреев, и это признают сами евреи. Я лично встречал евреев, сохранивших разные болгарские традиции.