По этой дорожке к могиле Неизвестного солдата часто ходят главы иностранных государств во время посещения Москвы. В среду по ней прошелся премьер-министр федеральной земли Бавария Маркус Зёдер (Markus Söder), чтобы возложить венок. Он поправил бело-голубую ленту, постоял молча перед красной стеной, окружающей Кремль. Через несколько часов ему предстояло попасть и на ее противоположную сторону и встретиться с президентом России — впервые. У него был четкий план в отношении переговоров.
В том, что Владимир Путин находит время для встреч с главами немецких земель, нет ничего необычного, особенно если речь идет о премьер-министре экономически мощной Баварии. Зёдер решил действовать иначе, чем его предшественники, и не заниматься «побочной внешней политикой», то есть он не хотел говорить Путину по поводу спорных вопросов германо-российских отношений что-то отличное от того, что ему могли бы сказать канцлер и глава МИД Германии.
В первую очередь Зёдер собирался обсудить конфликт, который напрямую затрагивает не Баварию, а Берлин: убийство гражданина Грузии в берлинском парке Малый Тиргартен. Немецкая прокуратура подозревает, что заказчиками были российские или чеченские власти. Правительство Германии выслало двух российских дипломатов, потому что Москва отказывается сотрудничать в рамках расследования преступления. Как сказал Зёдер после встречи, он трижды поднимал этот вопрос, и «однажды президент кивнул» в ответ. В остальном же «никакой примечательной реакции» на это, по его словам, не последовало.
В целом Зёдер назвал свой получасовой разговор с Путиным «заинтересованным и открытым». При этом ему представилась возможность немного похвастаться баварской экономикой, в частности «достижениями в области высоких технологий». По его словам, российская сторона проявила интерес к дальнейшей активизации сотрудничества — в том числе за рамками санкций. Кроме того, Зёдер не преминул поддержать линию Берлина, который настаивает, что антироссийские санкции должны оставаться в силе до тех пор, пока на востоке Украины не наступит мир. «Было неоднократно сказано, что мир такой, какой есть, — поведал Зёдер после встречи. — Мы не можем его изменить, но стараемся добиться лучшего». Эта расхожая мудрость звучит сомнительно, если произносится в присутствии российского президента, который способен изменить очень многое.
Зёдер хочет показать, что возможен экономический прогресс, если Путин изменит свою политику
Ранее Москву посещал Хорст Зеехофер (Horst Seehofer) — четыре и три года назад. Тогда Путин не пожалел, что пригласил его: в 2016 году тогдашний глава правительства Баварии поставил под сомнение целесообразность санкций ЕС, отклонившись от линии канцлера Меркель. Тогда вместе с ним в Москву приехал и его предшественник Эдмунд Штойбер (Edmund Stoiber), который, находясь на этом посту, неоднократно встречался с Путиным. В Кремле Штойбера до сих пор считают сторонником, равно как и Маттиаса Платцека (Matthias Platzeck), бывшего премьер-министра Бранденбурга, ныне занимающего пост председателя Германо-Российского форума.
Так что Путин знает, что контакты с представителями федеральных земель Германии могут быть весьма полезными и способствовать его отношениям с Берлином. Позицию последнего он и так знает. Например, в июне он в ходе Петербургского экономического форума встречался не с министром экономики Германии Петером Альтмайером (Peter Altmaier), а с премьером Саксонии Михаэлем Кречмером (Michael Kretschmer), который ранее высказался за отмену санкций. Когда главы федеральных земель недовольны политикой Берлина на «российском направлении», это укрепляет позиции Путина. Точно так же он выигрывает, когда страны-члены ЕС спорят между собой о том, как им вести себя по отношению к России. Чем больше между ними будет разногласий, тем лучше для него.
Зёдер не хочет быть одним из таких голосов. За время своего пребывания в Москве, продлившегося без малого 24 часа, он поднял много актуальных вопросов, встретился с российскими правозащитниками из общества «Мемориал», наблюдателями от ассоциации «Голос», посетил Сахаровский центр и встретился с мэром Москвы Сергеем Собяниным. При этом было подписано символическое соглашение: российские студенты будут получать особые стипендии и учиться в Баварии. Кроме того, Зёдер заинтересован в активизации школьных обменов. В частности, запланировано проведение «экономических дней» Баварии в Москве и «экономических дней» России в Баварии — если получится, то уже в этом году. В то же время Зёдер стремился показать принимающей стороне, что в двусторонних отношениях возможен экономический прогресс «в случае политических изменений».
В рамках таких визитов экономические интересы всегда играют важную роль. Но дело еще и в том, что в Германии в будущем году состоятся выборы. И Кремль наверняка уже готовится к изменениям, в том числе в Берлине.