Сегодня Александр Лукашенко позволил себе мягко потроллить госсекретаря США Майкла Помпео. «У нас диктатура отличается тем, что все отдыхают в субботу и воскресенье, а президент работает», — пошутил хозяин перед началом встречи с высоким американским гостем (такого ранга чиновник из США не бывал здесь с 1994 года).
В прошлом десятилетии именно с подачи тогдашнего госсекретаря США Кондолизы Райс Лукашенко начали называть последним диктатором Европы. Но после Крыма Владимир Путин стал в глазах Вашингтона несравненно большим злом. А с Лукашенко стали искать общий язык.
Сегодня белорусский руководитель построил беседу с Помпео грамотно: подчеркнул заслуги своей страны в войне с нацизмом, борьбе против терроризма, торговли людьми, готовность «работать на стабильность и мир». Наконец, сделал комплимент лично гостю («вы один из архитекторов современной политики США»).
Многолетние же терки между Минском и Вашингтоном Лукашенко подал как следствие «абсолютно безосновательных недопониманий прошлых властей». Понятно, речь о властях США, где руководство, в отличие от белорусского, меняется на выборах. Короче, предложено списать недоразумения на предшественников.
Пора зарыть топор войны
Но дело не только в смене персон в Белом доме и Госдепе. Изменилась ситуация в мире. Америка ищет пути сдерживания России, в том числе и через усиление своих позиций на постсоветском пространстве.
Естественно, в контексте нынешнего обострения отношений Минска с Кремлем Вашингтон вписывается за независимость Белоруссии, что и подчеркнул сегодня Помпео, аккуратно добавив, что «мы не говорим о выборе между нами и ими [Россией]».
Также госсекретарь США анонсировал скорое назначение посла в Белоруссию.
Грядущий обмен послами подведет черту под дипломатической войной 2008 года. Тогда белорусское руководство еще не было в такой степени на ножах с Москвой и потому позволяло себе дать волю гневу в отношениях с заокеанской сверхдержавой. В ответ на американские санкции против «Белнефтехима» Лукашенко де-факто выдворил посла США и почти всю миссию. Вашингтон ответил зеркально.
В принципе же Штаты тогда стали прижимать санкциями именно за то, что считали проявлениями диктатуры. Так что нынешними шуточками на эту тему Лукашенко подчеркивает: пора-де зарыть топор старой войны и заговорить на действительно серьезные в понимании белорусских властей темы.
Права человека: прогресс под микроскопом
Америка, конечно, поскольку noblesse oblige, продолжает напоминать о демократии и правах человека. Сегодня Помпео выразил обеспокоенность их соблюдением в Белоруссии, заявил, что США «будут продолжать продвигать реформы для защиты прав людей». В ходе краткого визита он встретился с представителями гражданского общества.
Также показательно заявление Помпео, что пока Штаты не готовы снять все санкции с белорусского режима. Мол, нужно еще поработать в плане прав человека, укрепления гражданского общества и свободы прессы.
При этом госсекретарь США сдержанно похвалил Минск за прогресс в вопросах демократизации.
Замечу: нужен большой микроскоп, чтобы этот прогресс разглядеть. Изменять законодательство для большей прозрачности выборов власти упорно не хотят, сформированная по осени Палата представителей оказалась стерильной, без оппозиции. Участников декабрьских акций в защиту суверенитета (о котором, как подчеркнул гость, печется и Вашингтон) сажали на сутки и штрафовали со страшной силой. Правда, дубиналом ОМОН не угощал, и на том спасибо.
Геополитика рулит
Некоторая снисходительность Вашингтона показывает, что на первый план в его отношениях с Минском действительно вышел геополитический интерес. Белорусские власти стараются аккуратно ему подыгрывать. Недавно вот фактически поддержали США в конфликте с Ираном, при том что когда-то все было с точностью до наоборот: пытались сблизиться с Тегераном на почве антиамериканизма.
С иранской нефтью, кстати, тоже не срослось. А вот Помпео заявил, что американские производители готовы поставить 100% нужной Белоруссии нефти по конкурентным ценам.
Это явный жест поддержки в момент, когда Лукашенко вступил в конфликт с Москвой по нефти и газу (поскольку, как он объяснил в духе своей фирменной образности, «нас раком поставили по углеводородам»). Важно, безусловно, знать ценовую конкретику американского предложения. Пока, по прикидкам экспертов, альтернативная нефть (норвежскую уже стали получать) влетает Минску в копеечку.
Возможно, американцы дадут какой-то дисконт. Ну а по большому счету энергетическая безопасность стоит того, чтобы в нее вложиться.
На что может и на что не может пойти Минск
Понятно, что Лукашенко не перекуется в ярого демократа и западника. Но в развитии многовекторности он сегодня без вариантов заинтересован, поскольку это один из факторов спасения его власти в условиях, когда Москва давит.
Видимо, что-то будет делаться для облегчения прихода в страну американского бизнеса (это было одной из тем беседы Помпео с белорусским руководителем). Минск будет стараться завершить эпопею со вступлением в ВТО.
Глава белорусской дипломатии Владимир Макей сегодня заявил: «Мы понимаем, что и мы должны реализовывать какие-то реформы в той или иной сфере, в том числе и в сфере совершенствования прав человека. И мы это делаем».
Белорусские власти, конечно, не станут засучив рукава создавать здесь демократический рай, но, во всяком случае, постараются не лупить демонстрантов во время президентской кампании нынешнего года. Хотя не откажутся от практики штрафов и административных арестов (такая тактика мелкого фола вроде не страшна по меркам Запада, но действенна).
Впрочем, если пойдет серьезная волна уличной активности, то и вовсе цацкаться не станут. Америка Америкой, а своя рубашка ближе к телу, удержание власти — на первом месте.
Отношения с Кремлем будут охладевать
Ну, и надо учесть, что белорусское руководство вынуждено оглядываться на Москву. Там вряд ли будут в восторге от сегодняшнего заявления Макея, что Минск приветствовал бы более активную роль США в Белоруссии. Вот вам и союзнички!
Понятно, что на встречах с российским руководством белорусские визави будут уверять, что по-прежнему верны союзническим обязательствам. Но по факту отношения будут охладевать, потому что давать Минску прежние преференции за просто так Москва не намерена, а лезть в петлю «углубленной интеграции» не хочет сам Лукашенко (в чем он совпадает со своими внутренними политическими антиподами).
Именно специфика политического режима (и в частности нежелание проводить серьезные реформы) плюс то обстоятельство, что коготок белорусской птички глубоко увяз в интеграции с Россией, выглядят главными барьерами на пути сближения Минска с Вашингтоном.
Но в принципе власти делают логичные шаги с точки зрения гарантий независимости. Жаль только, что оказались задним умом крепки.