Стиль работы китайцев невероятно изменился
Это было похоже на сцену из детективного сериала.
На пекинской радиостанции я вела программу, посвященную понятию «Классная Япония» (Cool Japan). В первой половине дня я записала часть программы, перекусила в обеденный перерыв и вернулась на студию.
Вдруг я увидела какой-то странный комок под столом, на котором была установлена записывающая аппаратура. Я закричала от ужаса. Это была человеческая голова. На полу лежал человек! Как только я подумала, что произошло что-то кошмарное, ноги человека зашевелились, и он медленно поднялся. Это была студентка-стажер, которая помогала мне делать запись в тот день. Она сказала, что у нее был тихий час: «Если не подремать после обеда, я не могу работать во второй половине дня».
Поскольку кровати не было, она спала на полу. Возможно, это наследие работы в государственной компании, где перерыв на обед составлял два часа. Это было всего семь или восемь лет назад.
С давних времен в рабочее время китайцы могли делать что угодно, но только не работать. Они приезжали на работу к восьми утра на служебном автобусе, после чего спокойно читали газеты, попивая чай. Немного работали. С 11 часов начиналось обеденное время: два часа, включая тихий час. С часу дня опять немного работы (в это время можно было сходить на рынок за овощами и другими покупками). В 16 часов работа практически заканчивалась.
Подобный социалистический стиль труда резко изменился за последние несколько лет.
Значение модного цифрового кода 996
В рейтинг модных китайских словечек 2019 года вошло понятие «996». Что оно означает? В обиход его ввел президент компании Alibaba Джек Ма. Оно означает, что человек работает шесть дней в неделю с девяти утра до девяти вечера. Поскольку его подвергли резкой критике, Джек Ма открестился от этого слова, однако в современном Китае это совсем не редкость.
В Японии впервые узнали о телекоммуникационной компании Huawei из-за того, что в объявлениях о наборе сотрудников указывался небывалый уровень начальной зарплаты выпускникам университетов без опыта работы: 400 тысяч иен (1 иена — 0,57 рублей). В то время в Японии выпускникам обычно платили от 200 тысяч иен, а Huawei предлагала в два раза больше.
Это цифры для Японии, но сколько платили в Китае?
Там ежемесячная зарплата в Huawei составляет от 20 до 30 тысяч юаней (310 — 460 тысяч иен). В пересчете на годовую сумму получается примерно 700 тысяч юаней (около десяти миллионов иен), включая различные дотации. Для 30-40-летних японцев это не особо удивительная сумма, однако в Huawei такую зарплату выплачивают 20-30-летним сотрудникам.
Тем не менее, по словам китайцев, это — невысокая зарплата с учетом условий работы. Говорят даже, что в Huawei могут работать только молодые люди с хорошими физическими данными.
Что это означает?
«996 — это еще цветочки. Некоторые работают с 9 утра до 11 вечера, а некоторые вообще до часу или двух ночи. Поэтому 30 тысяч юаней в месяц — это не так уж и много».
Получается, работа в Huawei — это «закалка» или «обучение работе».
Ужасающая ситуация с «матрасной культурой»
Говорят, что в Huawei и других передовых китайских компаниях распространена «матрасная культура».
«В офисах есть не только диваны, но и матрасы. Если заработался допоздна, можно поспать на матрасе. Утром встаешь и продолжаешь работать. Это называется „матрасная культура"».
Факты, касающиеся этой ситуации, периодически приводятся в китайских социальных сетях. Появляются ссылки на персональные блоги, в которых рассказывается о вызове такси из офиса в три часа ночи или о самоубийстве сотрудника из-за переутомления, однако неизвестно, правда это или выдумка.
У физических сил есть пределы, даже если ты молод. В последнее время популярность набирает также такое понятие, как «996.ICU». Оно означает, что человек работает по системе «996» и в конце концов попадает в реанимацию (ICU).
Само собой это никуда не денется. Заявления звездных менеджеров, которые тянут за собой китайскую экономику, пугают.
По слухам, на совещании в компании президент Alibaba Джек Ма сказал следующее: «Это мое личное мнение, но возможность реализации принципа „996" — это счастье. Многие люди и компании хотят работать по этой системе, но не могут». Говорят, что на том собрании Джек Ма также добавил: «Лично я работаю не по „996", а по „9127"». «9127» — это с 9 утра до 12 ночи семь дней в неделю.
Другие управленцы также делают похожие высказывания.
По словам президента Jingdong Mall Лю Цяндуна, в первое время он работал по принципу «8116+8». Другими словами, с 8 утра до 11 вечера шесть дней в неделю плюс 8 часов в воскресенье.
«Управленцы не навязывают „995" или „996", однако, безусловно, от всех токийских сотрудников требуется желание трудиться изо всех сил», — отмечает Лю Цяндун.
Переработка практически не оплачивается
Подобные суровые условия труда начинают распространяться в основном среди частных компаний в крупных китайских городах. Мой друг работает не в сфере информационных технологий, однако он настолько занят, что мы даже не можем встретиться.
«Каждый день у меня есть сверхурочная работа, включая субботу. Вечером после восьми часов я говорю, что иду перекусить, и у меня появляется примерно 30 минут свободного времени».
Когда обедаешь с китайскими друзьями, очень часто звонят мобильные телефоны. Некоторые начинают неожиданно переписываться, и удивляешься: неужели они общаются с друзьями во время ланча, однако оказалось, что это экстренное совещание по работе.
Представим, что ты находишься в отпуске за границей вместе с семьей. Тем не менее тебе начинают писать сообщения по работе в WeChat (китайская версия Line — популярный в Японии мессенджер), и тебе необходимо тут же выполнить некие задачи. О каком отдыхе может идти речь?
Острая конкуренция поражает воображение
Тем не менее почему же китайцы работают, чуть ли не рискуя своей жизнью? Они сталкиваются с такой конкуренцией, которую мы даже не можем представить. Их 1,4 миллиарда. Чтобы победить в таких условиях и оказаться впереди, нужно прилагать больше усилий, чем другие.
В основном конкуренция затрагивает молодых людей. Как правило, в каждой семье по одному ребенку. Когда дети рождаются, они оказываются в раю. Но это быстро заканчивается — через год или два. Когда детям исполняется два года, они начинают испытывать на себе жестокую конкуренцию.
Вступительные экзамены, которые начинаются с детского сада, необходимы для того, чтобы позже попасть в элитные университеты.
Экзаменационная война полностью идет вразрез с принципами «расслабленного» образования. В ходе набора в университеты в 2019 году количество абитуриентов превысило десять миллионов человек. Это рекордный показатель в истории.
Во времена, когда студенты являлись «сокровищем» государства, можно было легко устроиться на работу после окончания высшего учебного заведения. Тем не менее сейчас все иначе: всех ожидают страшные трудности с трудоустройством, и ситуация осложняется с каждым годом.
В 2019 году количество выпускников составило 8,34 миллиона человек. Если учесть тех, кто пытается трудоустроиться в середине карьерной лестницы, то на передовой поиска работы окажется более девяти миллионов человек. В 2018 году цифра равнялась примерно 8,2 миллиона человек, что означает увеличение на 150 тысяч человек за год.
Самые тяжелые экзамены приходится сдавать тем, кто хочет устроиться в государственные учреждения. В 2020 году конкурс составил 60 человек на место: 1,43 миллиона соискателей на 24 тысячи мест.
Брак — это также конкуренция. В Китае резко выросло число одиноких людей. По данным 2018 года, их число составляет 240 миллионов человек, что равняется населению России и Великобритании вместе взятым.
Готовы ли японцы?
В Китае есть понятие «синдром красных башмаков». Имеется в виду сказка Ханса Кристиана Андерсена «Красные башмаки».
Девочка пошла в церковь в красных лакированных башмачках, за что ее осудили и наложили проклятие. В результате красные башмачки пускаются в пляс сами по себе. Девочка не может их снять и танцует постоянно: днем, ночью, когда идет дождь или дует ветер. Никто не может ей помочь. Она страшно устала, и в конце концов…
У современных людей нет ни единой свободной минуты. Они будто бы продолжают танцевать в красных башмачках без выходных.
В Китае распространен образ мышления, когда молодежь меняет свое здоровье и время на деньги, а старики на заработанные деньги пытаются купить здоровье и время. Но при этом они одновременно изнуряют свое сердце и навсегда теряют время, которое не купишь на за какие деньги.
Конкуренция стимулирует социальное развитие. На этой волне китайцы по всему миру проявляют свои способности, однако хотят они того или нет, но они являются людьми, которые обречены на постоянный «танец». Нам, японцам, придется сосуществовать с ними, поэтому мы должны быть к этому готовы.