Киркенес — это одна из наиболее любопытных точек на туристических маршрутах по Норвегии. Единственная причина, по которой этот маленький арктический город попал в поле зрения туристов, заключается в том, что его порт является местом разворота судов компании Hurtigruten, работающих на прибрежной линии. Пассажиры круизных лайнеров, желающие уменьшить продолжительность и стоимость путешествия (вместо полноценного 12-дневного морского круиза из Бергена и обратно), часто решают начать или закончить свое морское приключение именно в Киркенесе.
Поскольку многие пассажиры проводят в Киркенесе от нескольких часов о целого дня, здесь вы найдете более развитую туристическую инфраструктуру, чем можно было бы ожидать от городка, где постоянно живет всего несколько тысяч человек.
Как ни странно, эта инфраструктура включает в себя автобусный тур к российской пограничной станции, расположенной в 14,2 километра от города. Поскольку все, что там можно посмотреть, — это пограничный пост и указатель, тратить свое время таким образом было бы неразумно.
Кусочек России на севере Норвегии
В этой части мира можно многое узнать об отношениях России и Норвегии, но для этого не нужно ехать к упомянутому выше пограничному посту. Намного полезнее провести некоторое время в самом Киркенесе.
Благодаря особенностям процедуры получения виз теми людьми, которые живут в приграничных районах, в самом Киркенесе и вокруг него обычно много русских. Так много, что русскую речь можно услышать так же часто, как и английскую, и многие уличные указатели и реклама на магазинах написаны и на норвежском, и на русском языках.
Люди, живущие в приграничных районах России и Норвегии, могут получить разрешение на безвизовые поездки через границу продолжительностью до 15 дней при условии, что они не покинут приграничную зону. Поскольку Киркенес является единственным норвежским городом, относящимся к приграничной зоне, множество русских приезжает туда в поисках товаров и услуг, которые трудно найти в небольших российских промышленных городах приграничной зоны. Между тем норвежцы едут на российскую сторону за более дешевым топливом.
Один из этих промышленных городов — Никель — уже долгое время привлекает к себе повышенное внимание из-за высокого уровня загрязнений. Облака выбросов металлургического комбината часто пересекают границу. Однако в октябре 2019 года президент и главный акционер компании «Норникель», которой принадлежит этот комбинат, намекнул на то, что скоро комбинат закроется.
Изучить увлекательную историю этих мест можно отправившись в Музей пограничной полосы, расположенный недалеко от центра Киркенеса. Здесь вы многое узнаете о сложной истории этих мест с точки зрения Норвегии, России и Финляндии. Здесь вы познакомитесь с историей железного рудника Сёр-Варангер и тех разрушениях, которые после себя оставила Вторая мировая война.
Из России в Китай?
С учетом того, что Киркенес оказался прямо посередине между НАТО и Россией, чьи отношения сейчас чрезвычайно натянутые, этот город пребывает в состоянии хрупкого баланса. Однако теперь еще одна держава положила глаз на этот небольшой норвежский город.
Несмотря на то, что у Китая нет территорий, расположенных за Полярным кругом, в 2018 году его руководство опубликовало правительственный документ, в котором подчеркивалась значимость морских маршрутов, открывающихся благодаря таянию арктического льда. Тот факт, что Киркенес расположен в самой западной точке Северного морского пути, делает порт этого города довольно привлекательным местом.
Рюне Рафаэльсен (Rune Rafaelsen), мэр муниципалитета Сёр-Варангер, к которому относится Киркенес, сообщил в интервью NPR, что он будет очень рад китайским инвестициям. Он хочет превратить этот городок в крупный логистический узел. «Киркенес — это первый западный порт, который вы встречаете на своем пути, когда следуете из Шанхая вдоль российского побережья», — сказал он.