Российская государственная корпорация «Роснефть» и другие компании взяли курс на развитие СПГ-проектов, общая сумма которых составит примерно один триллион иен. «Роснефть» отделилась от «Газпрома» и стремится к тому, чтобы осуществлять экспорт собственными силами. Велика вероятность, что энергетическая карта российского Дальнего Востока изменится.
«В „Сахалине-1" много газа. Хочу, чтобы продажи СПГ осуществлялись непрерывно», — глава «Роснефти» Игорь Сечин, в декабре 2019 года прилетевший в Японию на частном самолете, выступил с пламенной речью о СПГ в одной из элитных токийских гостиниц. Он горячо обнимался с представителями японской стороны и подтвердил курс на СПГ-проекты.
Сечин — один из самых приближенных людей президента России Владимира Путина. Он поддерживает российского лидера еще с 1990-х годов, когда Путин работал в администрации Санкт-Петербурга.
Помимо американской ExxonMobil и «Роснефти», в проекте «Сахалин-1» принимают участие министерство экономики, торговли и промышленности Японии, компании «Итотю» и «Марубэни». Нефть добывается с 2005 года и экспортируется в Японию, Китай и Южную Корею.
Между тем покупатели и способы экспорта газа, который выходит вместе с нефтью, определены не были. Потенциальные запасы газа оцениваются примерно в 17 триллионов кубических футов. Это может обеспечивать Японию СПГ около четырех лет.
В 2001 году ExxonMobil объявила о строительстве трубопровода, чтобы продавать газ Японии, где спрос стабилен. К тому же она находится недалеко. Тем не менее Токийская энергетическая компания засомневалась, и проект отменился.
«Я хочу услышать ваше мнение по поводу покупки российского газа по трубопроводу». В 2017 году правительство Японии начало проявлять инициативу. Говорят, что главе одной газовой компании поступил звонок из Министерства экономики, торговли и промышленности. В связи с территориальной проблемой руководство министерства зондировало почву на предмет строительства газопровода, однако эта идея развития не получила.
В конечном итоге участники «Сахалина-1» решили сами доставлять газ по трубопроводу на материк, там его сжижать на вновь построенном заводе и экспортировать в Японию и другие азиатские страны. В ходе тендера на базовый проект завода, проведенного во второй половине 2019 года, была отобрана американская инженерно-строительная компания KBR. Тем не менее для «Роснефти» это был горький выбор.
СПГ-завод проекта «Сахалин-2», в котором участвуют Royal Dutch Shell, «Газпром», «Мицуи» и «Мицубиси», находится на том же острове, что и проект «Сахалин-1». Первый проект предлагал второму газ и постоянно вел переговоры по поводу его стоимости.
Предполагалось, что в декабре 2015 года «Газпром» и «Роснефть» были близки к соглашению, однако в конечном итоге возобладало соперничество. В мае 2019 года «Сахалин-1» уведомил «Сахалин-2» о завершении переговоров.
Во внутренних документах «Сахалина-1», которые удалось получить нашему изданию, говорится: «В результате проведения сравнительного анализа с учетом возможности контролирования проекта и других аспектов было принято решение продвигать дальневосточный СПГ». То есть они больше не могли терпеть такого отношения.
«„Газпром", у которого есть трубопровод, сбивал цены на газ, и это вызвало недовольство „Роснефти"», — отмечает представитель Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами Наоя Нагатани (Naoya Nagatani). Поэтому «Роснефть» пошла по пути собственного экспорта СПГ, несмотря на инвестиционные расходы.
Что касается двух госкорпораций на Сахалине, то в этом случае даже президент Путин не может выступать третейским судьей. По словам заинтересованных лиц, Сечин рассказал Путину о намерении экспортировать собственными силами, и Путин дал добро: «Это хороший проект».
Из-за украинского конфликта Европа намерена пересмотреть зависимость от российского газа. В свою очередь Россия также зависит от Европы в области продажи газа, поэтому она стремится расширять СПГ-проекты на Восток, чтобы увеличить число покупателей.
При этом в Азии разразился небывалый СПГ-бум. Если спрос будет стабильно расти, мировой производственной мощности будет недостаточно, поэтому многие нефтяные компании начали вкладывать в СПГ.
Благодаря сланцевой революции США значительно увеличили экспорт СПГ. Между тем в России много месторождений газа, однако он в основном экспортируется по трубопроводам, поэтому к этому буму она оказалась не готова. Если Россия начнет по-настоящему инвестировать в СПГ, это серьезно отразится на энергетической карте мира.