На прошедшей в Париже конференции Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) более 130 стран пришли к важному соглашению: выработать до конца 2020 года новые правила налогообложения интернет-компаний, так называемый «цифровой налог». Эта проблема считается одной из основных в современной экономике, т.к. американские интернет-компании, в первую очередь входящие в так называемую группу ГАФЭ ("Гугл","Амазон«, «Фейсбук» и «Эппл»), получают многомиллиардные доходы на европейском рынке, практически ничего не платя в местную казну. Так, «Гугл» и «Фейсбук» сделали своей «налоговой гаванью» Ирландию, где налогообложение корпораций — одно из самых низких в Европе. Согласно источникам в Еврокомиссии, «Гугл» платит менее 1% налогов со своей выручки в странах ЕС. Всего же «Гугл» и «Амазон» недоплатили Евросоюзу налогов на сумму около 5,5 миллиарда евро только в период с 2013 по 2015 годы. ОЭСР считает, что речь идет о крупнейшей реформе международной системы налогообложения за последние 100 лет. Суть ее заключается в том, что гиганты интернета должны платить налоги там, где их услугами пользуются потребители, и где они получают наибольшую прибыль.
Предстоящая налоговая реформа может стать началом большой торговой войны: Соединенные Штаты яростно сопротивляются попыткам ввести налог на интернет-гигантов и угрожают ответными санкциями. Поскольку проблему уже невозможно скрыть от общественности, министр финансов США Стивен Мнучин предложил ввести для интернет-компаний так называемый налог «безопасной гавани» (Safe Harbour), который дает компаниям право самим определять налоговый «порт приписки». Эта неожиданная идея вызвала негативную реакцию стран-членов ОЭСР. Глава ОЭСР Хосе Анхель Гурриа заявил, что эта инициатива может разрушить уже согласованный план цифрового налога.
Самый острый конфликт по цифровому налогу разгорелся между США и Францией. Париж первым в Европе ввел в 2019 году национальный цифровой налог, который сильнее всего ударил по американским интернет-компаниям. США объявили, что введут ответный 100-процентный налог на французские вина, сыры и предметы роскоши. Конфликт удалось временно нейтрализовать на прошедшем международном форуме в Давосе, американо-французские переговоры должны продлиться до конца года. Тем не менее это стало одним из наиболее острых разногласий в торговой дуэли между США и Европой.
Все экономисты и финансисты сходятся в том, что во всем мире за последние десятилетия произошла цифровизация экономики, которая не нашла отражения в налоговых системах. По действующим международным правилам, транснациональные корпорации обычно платят корпоративный подоходный налог там, где размещается производство, а не там, где сосредоточены потребители, или, как говорят в цифровом секторе, «юзеры». Вместе с тем, по мнению специалистов, основные доходы интернет-компании получают именно от зарубежных «юзеров» — в странах, где они не облагаются налогом. Именно на эту ненормальную ситуацию пытаются дать ответ члены ОЭСР.
Согласно готовящейся реформе, интернет-компании будут платить хотя бы часть своих подоходных налогов там, где сосредоточены их «юзеры». Заставить американцев раскошелиться — задача непростая, поскольку интернет-гиганты применяют в разных странах Европы различные схемы ухода от налогов. Одной из основных инициатив в этой связи стало изменение статуса налогового резидента. Интернет-компания, которая регистрируется в одной из «налоговых гаваней» мира, будет платить налог там, где оказывает основные виртуальные услуги и получает основную прибыль, даже если она не имеет офисов, складов или магазинов на территории этой страны.
Далеко не все в Европе поддерживают идею цифрового налога. В первую очередь это касается Германии. Многие здесь считают, что увеличение налоговой нагрузки на интернет-гигантов будет означать удорожание услуг для потребителей и фирм-поставщиков. В частности, против этого налога выступило объединение среднего бизнеса Германии. Глава германо-французской торговой палаты Патрик Брандмайер также допускает, что конкурентоспособность малого и среднего бизнеса будет ослаблена. Так, «Амазон» попросту перенесет стоимость цифрового налога на своих партнеров в Европе. Налог ударит и по самой Франции, поскольку интернет-компании могут отказаться от работы в этой стране из-за высокого налогообложения. Но особенно сильно цифровой налог может ударить по непосредственным потребителям, поскольку он будет включен в стоимость конечного продукта или услуги. Немецкие эксперты считают, что в принципе необходимо выработать новый подход к налогообложению, поскольку цифровая составляющая входит теперь в каждый бизнес, а не только в сферу деятельности интернет-гигантов.
Резко против цифрового налога выступает Швейцария. Здесь придерживаются принципа «налогового суверенитета» и считают, что дополнительные налоги на интернет негативно влияют на инновации и экономический рост. Поэтому швейцарцы требуют от международных законодателей в ОЭСР крайней сдержанности в этом вопросе. В любом случае здесь считают, что Швейцария, где много небольших, инновационных и ориентированных на экспорт компаний, потеряет от введения цифрового налога.