Приезд в Украину главы американской дипломатии Майкла Помпео стал топ-новостью сам по себе. Разумеется, ритуальные заявления были сделаны: и о поддержке на пути в НАТО и ЕС, и о санкциях против РФ до восстановления территориальной целостности Украины, и о необходимости реформ в области верховенства права, борьбе с коррупцией, инвестклимате, оборонке.
Однако на главные вопросы ответов мы так и не получили. Зато, как писала газета «Вести» в статье, предваряющей визит главы Госдепа, Помпео весьма плотно пообщался с предстоятелем новосозданной ПЦУ, дав понять: именно эту церковь в США считают «своей» и на нее призывает ориентироваться украинский истеблишмент.
О чем говорили
Визит Госсекретаря пришелся на разгар слушаний в Сенате по поводу импичмента президенту США. И фраза Зеленского о том, что Трамп на него не давил в вопросе расследования деятельности Хантера Байдена (сына основного конкурента Трампа на выборах) не была бы лишней.
Украинский президент ее и произнес на совместном брифинге: «У нас очень хорошие отношения между странами. Вопрос не только в словах, США поддерживают и защищают Украину. Любая поддержка, как и дружба между странами, должна быть выгодной», — произнес он, отвечая на вопрос о том, было ли давление со стороны Белого дома.
Более того, Помпео признал, что каких-либо дополнительных условий для визита Владимира Зеленского в Вашингтон не существует (но и сам Трамп пока не пригласил украинского коллегу, о чем сам и сказал в начале ноября).
«Нам надо найти соответствующее время для встречи. Хотим убедиться, что это состоится, когда будет значительный прогресс, — дипломатично ответил Помпео на прямой вопрос. — Между странами идет много работы. Мы видим экономические возможности для американских предприятий».
Выгоду от дружбы Владимир Зеленский обозначил в следующих пунктах:
— Киев ждет более активной работы США по Крыму и Донбассу (речь о расширении переговорного нормандского формата за счет США, эту идею в Белом доме воспринимают прохладно);
— Киев ждет назначения новой фигуры спецпредставителя по украинским вопросам от Госдепа (вместо Курта Волкера);
— Есть заинтересованность в закупке новой партии локомотивов в США и просьба к Вашингтону снять торговые пошлины на сталь;
— Также Украина хотела бы провести новые закупки американского оружия и локомотивов от General Electric;
— Президент призвал американские компании присоединиться к разработке нефти и газа в Украине (шельф Черного моря), а также к инвестициям в инфраструктуру.
«Трамп ищет рынки сбыта в том числе при помощи политики. Например, была профинансирована через кредитное соглашение закупка 30 магистральных тепловозов General Electric, — напоминает экономист Андрей Блинов. — При этом США и близко не являются ключевым инвестором для Украины. Даже если и были разговоры об экономике, то они имеют чисто политический «душок».
«Армия. Мова. Вира» и дежавю
На совместной пресс-конференции отчетливо прозвучал вопрос религии. Помпео отдельно остановился на теме международного признания ПЦУ: «Россия никогда не должна стоять на пути фундаментального права украинского народа обеспечивать свою религиозную свободу».
Важно, что Госсекретарь решил специально артикулировать это для итогового общения с прессой. Накануне он провел встречу с предстоятелем ПЦУ Епифанием, причем примерно равноценную по времени/содержанию со встречей с главой Минобороны Андреем Загороднюком.
Более того: Помпео и Епифаний совместно (плюс еще глава МИД Вадим Пристайко) возложили цветы к памятнику погибшим за Украину у Михайловского златоверхого монастыря. А это резиденция Епифания. Сообщается, что Помпео обсудил с главой ПЦУ ряд вопросов: «развитие, взаимодействие с обществом и государством», международные связи (намек на признание ПЦУ со стороны других церквей) и «преследование и систематическое ограничение прав духовенства и общин ПЦУ на территориях временно оккупированного Крыма и Донбасса».
«Странная встреча: во-первых, она не по рангу. Во-вторых, это демонстрация того, что ПЦУ — проект внешний, курируется из-за пределов Украины (и даже не Константинополем)», — считает политолог Кирилл Молчанов.
Примечательно, что глава Госдепа не позвал на встречу предстоятелей других церквей. «Я, конечно, знал, что он приехал в Украину. А вот о чем и с кем говорил — узнал от вас, — сказал „Вестям" управляющий делами УПЦ КП, епископ Васильковский Андрей. — Разве должны были приглашать Святейшего, Филарета? У нас ведь Церковь отделена от государства по Конституции, и ничего удивительного в том, что Помпео пригласил Епифания, но не стал звать нас, — нет: когда встреча проходит „тет-а-тет", это частное дело. Иначе пришлось бы звать всех: и (митрополита, предстоятеля УПЦ) Онуфрия, и нас, и мусульман, и протестантов».
В УПЦ на встречу Епифания и главного американского дипломата отреагировали с иронией. «Всем давно понятно, что США стали руководящим центром для всех антиправославных сил мира. И, конечно же, визит Помпео к Епифанию нужно понимать, как очередной маркер американской политики на тех силах, с помощью которых они борются с Православием в нашей стране», — считает митрополит Запорожский и Мелитопольский УПЦ Лука.
Примечательно, что в тот же день на официальной Фейсбук-странице Госдепа (на нее помещают фотографии и текстовые сообщения с мероприятий, в которых участвует Помпео) принялась активно «разгонять» именно фото с мероприятия с участием Епифания и главы МИД. Чувство дежавю посетило не только простых граждан.
«Армия. Мова. Віра. Они и являются фундаментом сильных и независимых государств. И, конечно, демократия и сильная экономика», — напомнила в своем Фейсбуке посылы своего высокого начальства экс-вице-спикер парламента, нардеп от фракции «Евросолидарность» Ирина Геращенко.
Что это значит
Зачем глава Госдепа (один из наиболее весомых мировых политиков/чиновников) уделил столько внимания украинской церкви? «История, которая была начата еще Госдепом Демпартии, перешла по наследству Госдепу Трампа. Было решено не менять стратегию, а двигаться по инерции, — пояснила „Вестям" политолог Елена Дьяченко. — Их логика была в том, чтобы не дать возможности православию стать фактором геополитического объединения восточноевропейских народов».
А политолог Руслан Бортник и вовсе называет целью Помпео посещение стран, в которых есть «болевые точки» для РФ (а ПЦУ, из-за которой случился раскол в мировом Православии — одна из таких точек).
«А второй мотив — дать знак украинским элитам, что США считают „официальной" и „правильной" церковью именно ПЦУ Епифания, — пояснил „Вестям" Бортник. — И именно поэтому все сделали публично: элиты должны понять, что для них самое время переориентироваться, ходить в эту церковь, собрать вокруг нее „домашний" ресурс — политический и финансовый, ведь церковь требует ресурсов».
В отличие от предшественников, новая власть не спешит выделять ПЦУ как «государственный проект». По данным «Вестей», Владимир Зеленский имел несколько встреч с предстоятелем УПЦ, митрополитом Онуфрием. А пару дней назад он лично поздравлял с 91-летием патриарха УПЦ КП Филарета — сейчас он оппонирует ПЦУ, называя ее «зависимой от греков».
Именно поэтому и прозвучал тезис со стороны Помпео. Накануне его приезда источник «Вестей», близкий к религиозным кругам, сказал, что глава Госдепа хотел бы назначения на должность главы новой Госслужбы по делам этнополитики и религий чиновника, выполнявшего эти же функции и при Петре Порошенко — это Андрей Юраш, которого «за глаза» называют «отцом ПЦУ».
Однако конкурс, проведенный осенью прошлого года, был провален (в финал вышли сразу два победителя — сам Юраш и религиовед Юрий Решетников, занимавший должность главы госкомитета по вопросам религий при Викторе Ющенко).
«Не факт, что „новым/старым" чиновником сейчас станет Юраш. Это имя нарицательное, несмотря на то, что оно же есть в нашей фракции», — сказал «Вестям» собеседник в «Слуге народа» (намекая на сына Андрея Юраша Святослава, который избрался по спискам партии власти).
Пожизненное содержание
Отдельный вопрос — имущественный. Дело в том, что ПЦУ с момента создания начала переводить в собственность своих общин храмы, монастыри и админздания: по закону они принадлежат не самим религиозным объединениям (УПЦ КП или ПЦУ), а именно общинам. Так в распоряжении ПЦУ оказался, к примеру, Свято-Феодосиевский монастырь (Филарет назвал этот перевод в ПЦУ «церковным рейдерством»).
«В случившемся есть глубокая внутренняя причина. Это поврежденная человеческая природа, которая выдает деформированный продукт. Вот наше сердце, душа и возмущается, — прокомментировал „Вестям" управляющий делами УПЦ КП, епископ Андрей. — События в украинском православии — это проблема всего мирового православия. Во-первых, все это уже происходило в истории. И наша церковь оказалась в положении Болгарской, из-за которой когда-то распалось мировое христианство на Константинополь и Рим. Только теперь противостоят друг другу Москва и Константинополь. Во-вторых, а что остается нам, украинцам? И государство, и Церковь — это люди, живой организм. И УПЦ КП, и ПЦУ, и УПЦ — все Православная Церковь».
Показательный момент — в ПЦУ еще летом обратились к Ощадбанку с призывом заблокировать все счета УПЦ КП (что отчасти и было исполнено). А осенью остро встал вопрос с комплексом зданий по ул. Пушкинской, 36 — там находится киевская патриархия УПЦ КП (и там же проживает Филарет).
В ноябре патриарх УПЦ КП даже провел освящение иорданской водой зданий как «защиту от рейдеров». Наконец, 5 декабря 2019-го в ПЦУ провели Синод, на котором постановили решить этот имущественный вопрос: Филарету здание оставили в качестве «права пожизненного содержания» (примерно так же Епифаний и митрополит ПЦУ Зоря поздравили Филарета через несколько недель с днем рождения).
«Впрочем, послушаются ли Помпео — вопрос. Госсекретарь приехал к нам уже в ранге „хромой утки". Даже если осенью у Трампа есть шансы переизбраться (шансы 60/40), то у Помпео мало шансов быть переназначенным — им попросту недовольны, — говорит „Вестям" Бортник. — Договариваться с ним уже ни о чем не стоит позже осени 2020-го, он совсем слабый игрок».