Сейчас, когда процесс разбирательства в рамках импичмента президента Дональда Трампа подходит к концу, Россия смотрит на то, что будет дальше, с пессимизмом.
Всего через несколько месяцев после того, как специальный прокурор Роберт Мюллер завершил свое расследование того, был ли предвыборный штаб Трампа в сговоре с Россией, Москва оказалась в центре еще одной политической полемики, захлестнувшей Вашингтон. На этот раз речь шла о решении Трампа временно приостановить предоставление военной помощи Украине, что, как утверждают критики, было политически мотивировано и придало смелости России.
Хотя Сенат, контролируемый республиканцами, скорее всего, оправдает Трампа, российские политики и эксперты, у которых издание «Нэшнл Интерест» (The National Interest) взяло интервью, полагают, что напряженность между Москвой и Вашингтоном останется высокой. По их мнению, острые межпартийные разногласия, продемонстрированные во время битвы по поводу импичмента, не столько оказались выгодными России, сколько сделали улучшение отношений с Соединенными Штатами невозможным и вынудили Кремль сблизиться с Китаем, что вызывает тревогу.
На протяжении длившейся целый месяц саги об импичменте Москва сочувствовала Трампу, оказавшемуся в сложном положении. В декабре президент России Владимир Путин публично опроверг обвинения против Трампа, назвав их «надуманными», и заявил, что демократы настаивают на импичменте, чтобы отомстить за свое поражение на выборах 2016 года.
«Это просто продолжение внутриполитической борьбы. Партия, которая проиграла выборы, Демократическая партия, она добивается результатов уже другими способами, другими средствами», — заявил Путин.
И все же, несмотря на подобные заявления о сочувствии, мало кто в Москве считает продолжение президентства, выживание, которое прочат Трампу, победой. Российская политическая элита давно пришла к выводу, что Трампу не хватает желания или способности улучшить отношения с Россией, пояснил Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».
«Трампу, возможно, интересен Путин как личность, но сама Россия, по-видимому, не играет важной роли в его мышлении, — сказал он. — Похоже, Трамп считает, что страна с таким экономическим положением как Россия, не должна отнимать слишком много времени у президента Соединенных Штатов».
Лукьянов назвал 2020 год «потерянным годом» для российско-американских отношений. Мало кто в Москве ожидает, что Трамп будет делать какие-либо серьезные предложения Путину, учитывая, что он только что пережил процедуру импичмента и идет на выборы, где любые признаки дружественного отношения к Кремлю почти наверняка будут использованы против него, сказал Лукьянов в интервью «Нэшнл Интерест».
Хотя началом процедуры импичмента Трампа, послужили его отношения с Украиной, конгрессмены-демократы не скрывают того, что на самом деле в центре их внимания находится Россия. Именно об этом заявила журналистам в декабре спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси, демократ от штата Калифорния.
«Дело не в Украине. Речь идет о России, — сказала она. — Кому было выгодно, что мы отказались предоставлять — приостановили предоставление этой военной помощи? Россия. Речь идет о России».
Адам Шифф, демократ от штата Калифорния, который руководит процедурой импичмента в Палате представителей, пошел еще дальше. В своем вступительном заявлении на слушаниях по импичменту Шифф заявил: «США помогают Украине и ее народу, чтобы мы могли бороться с Россией там, и чтобы нам не пришлось бороться с Россией здесь».
По словам Лукьянова, российские политические элиты отреагировали на то, что их страна вновь оказалась в центр внимания Вашингтона, одновременно с иронией и отчаянием.
«Есть ощущение, что иметь дело с Соединенными Штатами в настоящее время бессмысленно, потому что в данный момент [в Вашингтоне] преобладают иррациональные установки», — сказал он.
Многие в Вашингтоне задавались вопросом, не испытывает ли Путин затаенную радость по поводу межпартийных противоречий, проявившихся во время процедуры импичмента. Однако российские эксперты, у которых издание «Нэшнл Интерест» взяло интервью, заявили, что проблемы, нестабильность и разлад в США не соответствуют интересам Москвы.
«В условиях нарастающей глобальной нестабильности было бы неплохо иметь более стабильного и предсказуемого партнера, особенно когда этот партнер по-прежнему является ведущей экономической и военной сверхдержавой», — сказал Андраник Мигранян, неофициальный советник Администрации президента России, профессор Московского государственного института международных отношений.
Мигранян добавил, что поляризация американской политики неизбежно привела к тому, что обе партии сплотили свои ряды, чтобы занять более жесткую позицию в отношении России, поскольку ни одна из партий не хотела, чтобы ее обвинили в слишком «мягком» отношении к Кремлю.
Эту озабоченность разделяет и Константин Затулин, высокопоставленный российский законодатель, занимающий пост заместителя председателя комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками за рубежом. В интервью изданию «Нэшнл Интерест» он сказал, что многие в Москве опасаются, что политическая напряженность в Вашингтоне может способствовать опасной эскалации отношений между США и Россией.
«Мы могли бы, конечно, выбрать традиционный подход, согласно которому то, что плохо для нашего противника, хорошо для нас. Но даже если мы примем эту концепцию, мы должны понимать, что есть определенные красные линии, которые нельзя пересекать — красные линии, которые соблюдались даже в самые напряженные дни холодной войны», — сказал он.
«У нас складывается впечатление, что нынешние представители власти и оппозиции [в США] не понимают эту реальность, — добавил Затулин. — Они принадлежат к поколению, пришедшему после окончания холодной войны, которое считает, что на самом деле ничего плохого произойти не может».
Затулин также посетовал на то, что кажущееся безнадежным состояние российско-американских отношений не оставляет Москве иного выбора, кроме как продолжать все более асимметричное партнерство с Пекином.
«Мне нравится Китай, но я совершенно не хочу быть его младшим партнером, — сказал он. — Однако то, что делает Америка, вынуждает нас искать решения только в этом направлении».
Итак, что же будет дальше с отношениями Москвы и Вашингтона? Даже после того, как закончится сага с импичментом и выборы в США 2020 года, перспективы улучшения американо-российских отношений невелики, утверждает Дмитрий Суслов, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
В интервью изданию «Нэшнл Интерест» Суслов сказал, что американская политика слишком поляризована, чтобы дипломатически усилия с любой из сторон дали результат. И пока эта реальность не изменится, Суслов прогнозирует, что Россия будет стараться поддерживать свои отношения с Вашингтоном «на расстоянии», чтобы избежать взаимодействия с Вашингтоном по любому вопросу, кроме контроля над вооружениями и деконфликтации.
«В условиях нынешней поляризации и политических баталий, бушующих в Вашингтоне, все, что Россия будет делать в отношении США, даст только негативные результаты, — сказал Суслов. — Нам необходимо минимизировать отношения с США, довести их до какого-то минимально приемлемого уровня и ни на что большее не рассчитывать».