Интервью с историком и публицистом Мареком Будзишем (Marek Budzisz).
Do Rzeczy: Звучат мнения, что Россия нападет на Белоруссию. Эта угроза действительно существует?
Марек Будзиш: Такие теории и слухи появляются, но главным образом их распространяют некоторые российские политологи. Я все же думаю, что до военного нападения не дойдет. Россия постарается подчинить себе Белоруссию другими методами: политическими. Мы будем наблюдать периоды напряженности, сменяющиеся периодами разрядки. Многое сможет рассказать визит Александра Лукашенко в Москву. Если Кремль захочет взять Белоруссию под полный контроль, в первую очередь он станет использовать невоенные средства.
— Какие?
— Он постарается создать в Белоруссии собственную оппозицию, ориентирующуюся на политику России, и оказать воздействие на эту страну, захватив власть в процессе выборов. Помочь в этом россиянам может ухудшающееся экономическое положение белорусского населения.
— Вне зависимости от того, какие методы — военные или политические — изберет Россия, останется вопрос, выгодно ли ей подчинять себе Белоруссию. Не окажется ли та слишком «большой рыбой», чтобы ее переварить?
— Кремлевское руководство заинтересовано в подчинении Белоруссии по нескольким причинам. Первая и главная состоит в том, что оно не доверяет нынешней белорусской элите. Белорусские власти (по меньшей мере, после начала конфликта на Украине) проводят независимую политику. В каких-то вопросах она полностью расходится с линией Москвы, в каких-то — нет. Обратите внимание, что Минск не признал аннексию Крыма. Кремль считает даже, что он занимает проукраинскую позицию и старается обрести больше независимости от России, как Казахстан, который еще двадцать лет назад придерживался пророссийского курса, а потом сменил приоритеты. В Белоруссии этот процесс развивается медленнее, но россияне его видят. Такова первая причина, вторая связана с геостратегическими вопросами.
— То есть?
— Речь идет о сообщении с Калининградской областью, создании военной базы на белорусской территории, которая бы позволила России блокировать натовские базы в Польше. Между тем в последние годы Минск в военной сфере, с российской точки зрения, стал очень несговорчивым. Третья причина — это ряд находящихся в Белоруссии узкоспециализированных предприятий оборонного сектора. Белорусы специализируются в нескольких областях, например, на производстве оптических приборов, микропроцессоров, а также платформ, на которых монтируются ракетные установки. Россияне или все это не выпускают, или делают очень плохо. Они рассчитывают взять белорусские компании под контроль, поскольку те имеют ключевое значение в рамках программы модернизации российской армии. Лукашенко, в свою очередь, не намерен отдавать свои предприятия и использует их, чтобы торговаться с Россией.
И, наконец, еще один элемент: платформы интеграции, то есть Евразийский союз и Организация Договора о коллективной безопасности, в которых Белоруссия часто занимает позицию, отличающуюся от российской, голосуя, например, вместе с Казахстаном. Москва финансировала Минск, несла расходы, и теперь ее терпение подходит к концу.