Концепция коммерческого полета беспилотного самолета обсуждается уже много лет.
Но хотя технология существует, особых конкретных доказательств того, что когда-нибудь действительно можно будет осуществлять автономные полеты, мало — во всяком случае, пока.
В компании «Эрбас» (Airbus) подтвердили, что в декабре прошлого года во французском аэропорту Тулуза-Бланьяк осуществлен автоматический взлет одного из ее испытываемых самолетов.
В прошлом месяце эта европейская аэрокосмическая компания провела серию успешных испытаний полетов на автопилоте, при этом в самолете в состоянии готовности находились два пилота.
По данным компании «Эрбас», за четыре с половиной часа самолет А350-1000 совершил восемь автоматических взлетов.
«Во время завершения выравнивания на взлетно-посадочной полосе, ожидая разрешения от авиадиспетчерской службы, мы включили автопилот», — пояснил в своем заявлении пилот-испытатель компании «Эрбас» капитан Ян Бофиль (Yann Beaufils).
«Мы перевели рычаги управления двигателем в режим взлета и следили за самолетом. Он начал движение и разгон автоматически, следуя по осевой линии взлетно-посадочной полосы, именно с той скоростью подъема носовой опоры шасси, которая указана в системе».
An aircraft that can take off by itself thanks to technology alone? Our #ATTOL demonstrator project recently proved just that! Learn how autonomy helped to make it happen: https://t.co/Ij5o15Ybeo pic.twitter.com/WSwCCXPxJC
— Airbus (@Airbus) January 16, 2020
«Нос самолета начал автоматически подниматься, пока не достиг заданного угла тангажа, и через несколько секунд мы поднялись в воздух».
В видеоролике, опубликованном компанией «Эрбас», видно, как один из пилотов убирается руки с систем управления, и A350-1000 успешно взлетает.
Этого удалось добиться благодаря новой технологии распознавания изображений, системы компьютерного «зрения», установленной непосредственно на самолете, а не системе слепой посадки по приборам (ILS), которая посылает радиоволны вверх от взлетно-посадочной полосы, обеспечивая пилотам вертикальное и горизонтальное наведение.
В компании «Эрбас» говорят, что в дальнейшем в этом году она также планирует провести серию испытаний автоматических аэротакси и последовательности действий при посадке с использованием системы компьютерного «зрения».
Что интересно, эту идею часто называют решением проблемы нехватки пилотов, а также способом сокращения расходов.
В настоящее время посадка самолетов, выполняющих коммерческие рейсы, уже осуществляется с помощью бортовых компьютеров, причем пилоты вручную управляют самолетом в среднем всего несколько минут.
Правда, многие высказывают опасения по поводу безопасности беспилотных самолетов, особенно после двух авиакатастроф самолетов «Боинг 737 MAX» (Boeing 737 MAX), произошедших в 2019 году из-за проблем с программным обеспечением.
«Дело не в технике — это вопрос взаимодействия с регуляторами, восприятия, репутации среди пассажиров», — сказал Кристиан Шерер (Christian Scherer), коммерческий директор компании «Эрбас», в июне прошлого года, отвечая на вопрос о возможности использования беспилотных самолетов.
Он добавил, что катастрофы «Боингов» «продемонстрировали и подчеркнули необходимость абсолютной, принципиальной безопасности в этой отрасли, будь то „Эрбас", „Боинг" или любой другой самолет».
Похоже, сегодня позиция компании «Эрбас» по этому вопросу остается прежней.
Несмотря на успех испытательных полетов самолетов и дальнейшие планы будущих испытаний, в компании говорят, что ее миссия состоит не в том, чтобы «двигаться вперед с целью обеспечения автономии полетов как таковой».
Хотя анализ потенциала таких технологий поможет «усовершенствовать выполнение полетов и общие характеристики самолетов», главную роль в «обеспечении полетов» по-прежнему будут играть пилоты, говорится в заявлении компании.
«Автономные технологии имеют первостепенное значение для поддержки пилотов, позволяя им уделять меньше внимания эксплуатации воздушных судов и больше внимания принятию стратегических решений и управлению полетами», — говорится в заявлении.
Современные законы воздушного движения во многих странах мира требуют следовать принципу «двойного контроля» в кабине пилота. Это означает, что во время полета постоянно должны присутствовать два пилота. Если одному требуется перерыв, его должен подменить другой.
Даже с учетом этих последних достижений можно с уверенностью сказать, что возможность изменения этих правил все еще далека.