Владимир Путин уделил значительное время из своего двадцатилетнего пребывания во власти попыткам восстановить контроль Москвы над бывшими республиками Советского Союза. В большинстве случаев его усилия оказались безрезультатными. Он применял экономическое давление, организовывал подтасовки на выборах, проводил пропагандистские кампании и кибервойны, а в случае с Грузией и Украиной прибегнул к военному вторжению. Тем не менее он смог восстановить контроль лишь над небольшими территориями за пределами российских границ, но при этом отдалил от России страны, которые раньше были ее близкими друзьями.
Вместе с тем нельзя сказать, что г-на Путина удалось сдержать. Теперь он предпринял новую попытку подчинить себе Белоруссию, страну с 10-миллионным населением, расположенную между Россией, Прибалтикой и Польшей. Его цель — заставить президента Белоруссии Александра Лукашенко выполнить, наконец, положения подписанного 20 лет назад соглашения об объединении этих двух государств, что превратило бы Белоруссию, по сути, в провинцию. Г-н Лукашенко сопротивляется этому и говорит, что не хочет оказаться «последним президентом Белоруссии». Хотя он очень далек от того, чтобы быть привлекательным партнером для Запада, его попытки спасти свою страну заслуживают поддержки.
Несомненно, г-н Лукашенко и Запад уже имели определенный опыт. Этот лукавый автократ ушел от требований г-на Путина об уступках в области суверенитета, но также не отреагировал и на давление Запада в целях либерализации его режима, ловко лавируя между двумя сторонами. Выборы в 2006 году и в 2010 году вселяли определенные надежды, однако г-н Лукашенко подтасовал их результаты, а затем жестоко подавил протесты. Результатом этого стали санкции со стороны Соединенных Штатов и Европейского союза, а Вашингтон не имеет своего посла в Минске с 2008 года.
Но эта ситуация может теперь измениться из-за последних действий г-на Путина. Российский лидер остановил поставку субсидированной нефти, от которой сильно зависит белорусская экономика, и одновременно потребовал реализовать положения спящего уже в течение долгого времени союзного договора. Во время встречи в пятницу на прошлой неделе г-н Путин вновь не откликнулся на призывы г-на Лукашенко о скидках на нефть и газ. Если такое положение сохранится, то экономике Белоруссии будет нанесен серьезный ущерб, — пятая часть ее экспорта состоит из продуктов переработки дешевой российской нефти.
Г-н Лукашенко устроил настоящее шоу, сопротивляясь российскому давлению, и купил перевозимую танкером партию нефти из Норвегии. А госсекретарь США Майк Помпео во время посещения Минска 1 февраля устроил шоу из оказания помощи г-ну Лукашенко, — это был первый визит главы Госдепартамента с 1993 года. Г-н Помпео пообещал направить нового посла в Белоруссию. Кроме того, он сказал: «… наши производители энергоносителей готовы обеспечить 100% ваших потребностей по конкурентным ценам».
Конечно же, г-н Помпео получил определенное удовлетворение от этого предложения, сделанного как раз в момент, когда Россия поддерживает на плаву нефтяную промышленность Венесуэлы, несмотря на американские санкции. Но даже если сделанные обещания будут выполнены, это не спасет белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Вместо этого г-н Лукашенко может быть поставлен перед выбором: подчиниться г-ну Путину, по крайней мере, сделать шаги в этом направлении, — или подвергнуть свою экономику шоковой терапии, что будет необходимо для освобождения от России. Если он выберет второй вариант, то Соединенные Штаты и Евросоюз должны сделать все возможное для смягчения этой боли, продолжая одновременно оказывать давление с целью улучшения ситуации в области прав человека.