Школа ниндзя расположена к юго-западу от Москвы в Калужской области. Ее посещают 60 учеников, среди которых есть как дети, так и взрослые. Они учатся метать сюрикэны (японское метательное оружие скрытого ношения с многочисленными лезвиями — т.н. «звездочки»), тренируют технику бесшумного передвижения в пространстве и т.д. Зачем они изучают это старинное искусство?
Из Калуги Юси Коянаги
«Через постижение искусства "ниндзя" — "ниндзюцу" — человек учится умению правильно себя вести с другими людьми», — так начал беседу со мной главный мастер спортивного клуба («додзё») бывший российский военный Андрей Самохин (52). В его кабинете в клубе можно увидеть духовые стрелы фукия и метательные звездочки сюрикэны. А рядом с ними — православные христианские иконы. Так в этом пространстве соединяются восточная и западная культуры.
Почему вдруг в России начали заниматься таинственным искусством ниндзюцу?
Началось все с того, что во времена заката бывшего Советского Союза сюда массово начали проникать многочисленные художественные и анимационные фильмы, центральной темой которых становилось это эзотеричное японское боевое искусство. Сверхчеловеческие способности, чрезвычайные находчивость и изобретательность древних разведчиков… И в СССР, в котором боевые виды спорта всегда были в большом почете, молодежь буквально влюбилась в искусство средневековых самураев-ниндзя. Андрей Самохин стал одним из таких фанатов. До этого он активно занимался каратэ.
Правда, тогдашнее каратэ в России по своему содержанию существенно отличалось от японского. Часто его приемы использовались для сведения счетов с противниками или даже для оказания сопротивления полицейским и другим представителям власти. Поэтому одно время каратэ в Советском Союзе было запрещено. Но Самохин видел в нем другое — воспитание духа. Сам он наряду с каратэ серьезно занимался боксом и неоднократно поднимался на ринг, став в конечном счете сильным бойцом.
В 1986 году Самохина призвали в армию. В разгар ирано-иракской войны он служил в пограничных войсках и охранял советскую границу с Ираном. Там во время опасной службы он приобрел серьезный психологический опыт. Через два года он вернулся домой, принял православное крещение и начал посещать школу ниндзюцу на Украине. Японская культура поразила его своим стремлением к гармонии с природой и в отношениях между людьми. Искусство же ниндзюцу он начал воспринимать как символ японского духа.
Когда в Советском Союзе начал отступать социализм, в нем значительно увеличилось число людей, искавших помощи в других культурах. Андрей Самохин говорит: «Постигая боевое искусство, с помощью которого можно убить человека, начинаешь, напротив, страстно ценить и желать мира. Тебе перестает нравиться доставлять людям боль».
В 2005 году Самохин впервые посетил Японию. В городе Нода префектуры Тиба он начал заниматься в школе ниндзюцу, где тренировался под руководством известного мастера старинного направления «Тогакурэ-рю» («Школа скрытых дверей») Ёсиаки Хацуми (88).
Андрей Самохин говорит о своем желании здесь, в окрестностях Калуги, передать своим ученикам не только навыки самообороны, но и «японский дух». Две трети его учеников — уже взрослые люди, оставшаяся треть — это дети. «Если им удастся с помощью философии ниндзюцу воспитать в себе хладнокровие и способность к концентрации, то это поможет им и в работе, и в учебе», — говорит русский мастер додзё.
Между прочим, в царской России тоже существовали отряды специального назначения, в чем-то похожие на ниндзя
С XVIII века в войсках тогда еще царской России тоже существовали специальные разведывательно-диверсионные подразделения, в чем-то похожие на японских ниндзя. Состояли они в основном из казаков и назывались «пластунами». Кстати, на вооружении у них тоже находились метательные «звездочки», очень похожие на те, которыми пользовались ниндзя. Эти подразделения просуществовали практически до создания бывшего Советского Союза.
Пластунские отряды в основном действовали в южных районах России на границе с Кавказом и на самом Кавказе. Зачастую их бойцы свободно владели несколькими местными наречиями и умели скрытно проникать на вражескую территорию. Они были мастерами маскировки. Пластуны подслушивали разговоры вражеских командиров, сеяли панику и осуществляли диверсии в станах врагов. Есть сведения о том, что они успешно действовали и во время японско-русской войны 1904-1905 годов.
Советский Союз до своего распада был известен активностью своей разведки. Говорят, что некоторые методы и техника пластунских отрядов до сих пор применяется в российских спецподразделениях.