ЛОНДОН — Обычно спокойную политическую сцену Германии сотрясает землетрясение, после выборов в октябре прошлого года в восточной федеральной земле Тюрингии возникла тупиковая ситуация, которая оставалась неразрешенной до начала этого месяца, когда не претендовавший на победу либерал был избран министром-президентом с помощью крайне правой Альтернативы для Германии (АдГ) и местных политиков из Христианско-Демократического союза (ХДС). Сотрудничество ХДС с АдГ стало серьезным нарушением послевоенного германского консенсуса, исключающего сотрудничество основных партий с крайне правыми, и вызвало горечь по всему политическому спектру.
Несколько чиновников государственного уровня впоследствии подали в отставку, но самый большой шок произошел 10 февраля, когда Аннегрет Крамп-Карренбауэр, национальный лидер ХДС и назначенный преемник Канцлера Ангелы Меркель, внезапно объявила об отставке. AKK, как еще называют Крамп-Карренбауэр, сдалась, потому что ей не удалось остановить политиков ХДС из Тюрингии. Но она уже допустила несколько грубых ошибок с тех пор, как стала лидером партии в 2018 году (включая комментарии о необходимости цензуры Интернета) и в качестве министра обороны в правительстве Меркель (предложив решение сирийско-турецкого конфликта без консультации с министром иностранных дел). В результате, ее рейтинг одобрения в опросах резко упал задолго до голосования в Тюрингии.
Отставка AKK возобновила поиск потенциального преемника Меркель. Среди тех, кто уже предвкушает эту возможность значатся министр здравоохранения Йенс Спан, политик, ставший финансистом Фридрих Мерц, и Армин Лашет, премьер Северного Рейна-Вестфалии, самой густонаселенной федеральной земли Германии. В связи с предстоящими в 2021 году парламентскими выборами, ХДС должен будет выбрать нового лидера к концу этого года — и АКК ясно дала понять, что этот человек также должен быть главным кандидатом в канцлеры.
Но еще более насущный вопрос заключается в том, распадется ли сейчас правящая коалиция Меркель с Социал-демократической партией (СДПГ), ввергнув Германию в серьезный политический кризис. Альянс ХДС-СДПГ — в лучшем случае непростой и некомфортный брак, и он был обусловлен ростом поддержки АдГ на всеобщих выборах в сентябре 2017 года. Помимо согласования пакета мер по климатической политике прошлой осенью, правительство добилось некоторых успехов.
Более того, кризис в ХДС идет по пятам за собственной имплозией СДПГ. Олаф Шольц, министр финансов и вице-канцлер, потерпел позорное поражение в своем стремлении в конце прошлого года стать со-лидером СДПГ. Этот результат, похоже, положил конец амбициозному плану Шольца по созданию банковского союза еврозоны. Что еще хуже, поддержка СДПГ упала до послевоенного минимума в 13%, в результате чего у партии практически нет шансов оказаться в следующем правительстве.
СДПГ, вероятнее всего, будет заменена возрождающимися Зелеными, которые наслаждались значительной поддержкой в опросах, после выборов в Европарламент в мае 2019 года. В течение прошлого года, дуэт стоящий у руля партии — Аннален Бербок и Роберт Хабек — все чаще обсуждались в качестве потенциальных будущих лидеров Германии. Хабек в настоящее время является вторым по популярности политиком страны после Меркель.
Если нынешний кризис ХДС продолжится, и партия не сможет набрать наибольшую долю голосов на следующих всеобщих выборах, то заветное право по назначению канцлера, скорее всего, перейдет к Зеленым. Зелено-черное коалиционное правительство, в котором ХДС был младшим партнером, было бы впервые на политической сцене Германии и крайне неприемлемым для партии.
Учитывая эту перспективу, ключевые фигуры ХДС предостерегли от внутренних распрей и подчеркнули необходимость стабильного руководства и продолжения сотрудничества с СДПГ до выборов 2021 года. Во-первых, формирование правительства ХДС-СПД заняло слишком много времени, раздражая избирателей и вызывая чувство политического паралича в Германии. Распад коалиции нанесет серьезный ущерб обеим сторонам и еще больше оттолкнет избирателей.
Другие европейские правительства с беспокойством наблюдают за этими событиями. Были большие надежды на то, что Германия, которая будет председательствовать в Европейском союзе во второй половине 2020 года, станет ориентиром для других государств-членов, особенно в вопросах изменения климата, миграции и будущих торговых отношений блока с Соединенным Королевством. Но если политические лидеры Германии озабочены внутренними перестановками власти, они, вероятно, будут уделять вопросам на уровне ЕС не так много энергии.
Наконец, политическая катастрофа, разразившаяся в Тюрингии, имеет последствия для наследия Меркель. С окончанием ее 16-летнего правления в качестве канцлера, которое должно закончиться в 2021 году, уже есть опасения, что у Германии нет политического руководства, ей не хватает видения и она больше не является голосом разума внутри ЕС, как это было раньше. Меркель по-прежнему пользуется высокими рейтингами популярности и уважением как внутри страны, так и за рубежом, невзирая на ее неоднозначное решение 2015 года принять более одного миллиона в основном сирийских беженцев в Германию. Однако в последнее время она заметно отошла от внутренней политики с намерением выдвинуть АКК на первый план. Это решение сейчас явно привело к обратному результату. Поддерживая не того кандидата, который сменит ее на посту канцлера, Меркель потеряла часть своего с трудом завоеванного влияния.
Таким образом, Германия находится на распутье. Ее экономика разваливается — в прошлом году ВВП вырос только на 0,6% — и остро нуждается в новом импульсе. Действительно, несмотря на свой инженерный профессионализм и репутацию эффективности, Германия отстала в области дигитализации и электрификации, а также в своих климатических целях. Следующее правительство столкнется с задачей запустить экономику и ускорить дигитализацию и применение искусственного интеллекта, в тоже время удержать страну на пути к достижению своей цели по достижению углеродной нейтральности к 2050 году.
Поскольку обе правящие партии Германии находятся в хаосе, быстрое разрешение кризиса лидерства ХДС имеет существенно важное значение. Длительный паралич может быть крайне разрушительным как для Германии, так и для Европы.
Кэролайн Рот — внештатный автор CNBC.