Весьма простым было одно из ключевых посланий в ходе президентской кампании Владимира Зеленского в 2019 году: мир в Донбассе, раздираемом войной в регионе Украины, где поддерживаемые Россией сепаратисты продолжают вести войну против правительства в Киеве. Послание Зеленского было основано на представлении о том, что в случае соблюдения соглашения о прекращении огня и возвращения домой всех военнопленных можно будет установить мир.
Спустя девять месяцев после инаугурации Зеленского и по прошествии двух месяцев с момента первого для него саммита Нормандской четверки (в ее состав входят Германия и Франция, Украина и Россия, а создана она для обсуждения проблемы Донбасса) становится все более очевидным, что подобный подход заведет Украину в российскую ловушку.
Актуальные цели и используемая для их достижения тактика Зеленского контрастируют с подходом предыдущего президента Петра Порошенко. Зеленский подчеркнуто не называет Россию агрессором, он фокусирует свое внимание на гуманитарных вопросах и при первой возможности пытается найти компромиссы, в том числе по юридическим делам, которые Россия уже проиграла в международных судах.
В отличие от этого для Порошенко приоритетной была повестка в области безопасности, которую он считал предварительным условиям для любого политического решения, и такой его подход формулировался следующим образом: «Никаких выборов без гарантий в области безопасности». В фокусе подобного подхода было восстановление контроля на границе, а также демилитаризация контролируемых сепаратистами территорий. Вместе с тем Порошенко пытался добиться принятия корректирующих мер через международные суды в связи с российской агрессией.
В настоящее время Киев тестирует реальные намерения Кремля с помощью серии небольших шагов, но делает он это без ясного формулирования своих общих целей. Это вызывает значительное социальное беспокойство, которое проявляется в виде демонстраций в Киеве и в других городах в рамках кампании под лозунгом «Нет капитуляции». Поднявшаяся волна критики заставила команду Зеленского обозначить некоторые красные линии («Мы не торгуем территориями и людьми!»), которые он пообещал не пересекать в процессе урегулирования существующего конфликта.
Однако неопределенными остаются такие вопросы, как отношения Украины с Евросоюзом, будущее членство в НАТО, вопросы о языке, а также возможный «особый статус» для Донбасса.
Прошло уже два месяца с момента проведения нормандского саммита, а количество жертв не сокращается. Зеленскому становится всю труднее говорить о том, что отведение украинских военных от линии конфликта в трех точках (это было предварительным условием для проведения в декабре прошлого года встречи Нормандской четверки) является тем путем, который ведет к установлению мира.
Сепаратисты продолжают чинить препятствия работе Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, а соглашение о прекращении огня не выполняется. Кроме того, поступают многочисленные сообщения о перемещении тяжелых видов вооружений вблизи линии соприкосновения в тех районах, которые не находятся под контролем Украины. Эти вопросы являются особенно сложными, поскольку контроль над границей с Россией является исключительно важным для демилитаризации «народных республик», а демилитаризация, в свою очередь, является предварительным условием для безопасной реинтеграции этих территорий.
Проведение местных выборов осенью 2000 года является главным приоритетом для новой команды Зеленского. Но даже если Украина восстановит контроль над границей, присутствие российских военных поставит под угрозу проведение свободных и честных выборов (в связи с этим возникает вопрос о том, как обеспечить проведение честных выборов).
Стратегия России
Таким образом, несмотря на пацифистскую риторику, надежды и амбиции Зеленского, его планы далеки от реализации или, скорее, они далеки от того, чтобы быть реализуемыми. Это происходит потому, что его планы противоречат стратегическим целям России, которые состоят в том, чтобы обеспечить такой статус Донбассу, при котором этот регион был бы де-юре внутри Украины, но находился бы под контролем России и под ее влиянием.
Дружелюбное поведение Зеленского в отношении средств массовой информации в Париже в декабре 2019 года не могло скрыть того факта, что переговоры в формате Нормандской четверки обнажили слабость позиции Украины, а также растущее влияние российского подхода. Особенно наглядным это стало на фоне отсутствия Соединенного Королевства и Соединенных Штатов, а также все большей усталости Германии из-за этого конфликта. Что касается французского президента, то он стремится учитывать российские предпочтения.
На самом деле, Владимир Путин воспользовался предоставленной возможностью и применил свою любимую формулу для проведения внешней политики: очень личное неформальное взаимодействие, целью которого является поиск конкретных политических уступок со стороны загнанного в угол партнера при отсутствии прозрачности, стабильности и основанных на законе решений. Парижская встреча Нормандской четверки, состоявшаяся в декабре 2019 года, ясно продемонстрировала, что присутствие Путина и возможность говорить с ним не являются магической таблеткой, способной положить конец конфликту, а именно эту идею часто высказывал Зеленский.
В 2020 году наиболее четким указание относительно планов России на Украине служит назначение Дмитрия Козака главным куратором «Украинского досье» (имеется в виду Донбасс и Крым). Он сменил на этом посту Владислава Суркова, своего давнего конкурента. Как ожидается, следующая встреча Нормандской четверки состоится в апреле 2020 года, и Киев должен учитывать возможное наличие ловушек.
Хотя Козак воспринимается некоторыми наблюдателями как более прагматичный и менее агрессивный оппонент, его прошлое свидетельствует о совершенно другой истории. На самом деле, он является архитектором долговременной стратегии в отношении Молдавии, в центре которой находится идея о федерализации этой страны и реинкорпорации в нее Приднестровья, сепаратистского региона.
Присутствие российских вооруженных сил в этом регионе делает ситуацию похожей на «вооруженное убеждение», то есть на использование военного присутствия, чтобы требовать политических уступок со стороны Молдавии. Так называемый Меморандум Козака — по сути, этот документ переписывает Конституцию Молдавии — содержит в себе детальное объяснение этой стратегии.
Козак может попытаться создать такую же ситуацию на Украине. Меньший акцент делается на конкретных условиях (федерализация или особый статус), тогда как общие цели остаются неизменными с 2014 года. То же самое происходит в Молдавии с 2003 года. Козак является тем человеком, который способен играть в долгую игру, тогда как команда украинского президента пытается добиться быстрого успеха без учета долгосрочных рисков. А это может оказаться опасной комбинацией.
«Сосредоточенный на гуманитарных аспектах» подход президента Зеленского к разрешению существующего конфликта представляет собой обоюдоострый меч. Фокусирование внимания на гуманитарных вопросах, а также готовность к крупным компромиссам являются ясными и позитивными сигналами в адрес западных партнеров и сторонников партии Зеленского «Слуга народа». Однако приоритет гуманитарных вопросов над соображениями национальной безопасности легко может завести Украину в российскую ловушку, и при этом Москва не делает большую ставку на масштабное военное наступление, а ее главной целью является «ползучее» установление контроля над будущим Украины.