Лас-Вегас — Ну и ну. Вот это дебаты.
Вот шесть итогов самых откровенных дебатов в президентской кампании демократов 2020 года. Кандидаты сразу же пустились с места в карьер, — в Вегасе тут же стало жарко.
Дебаты быстро вышли за рамки приличия
После восьми дебатов, где конфликты то и дело вспыхивали, но общий тон оставался относительно вежливым, в среду вечером развернулась двухчасовая непрерывная политическая битва.
Отбиваться пришлось всем кандидатам без исключения. Сенатор Элизабет Уоррен (Elizabeth Warren) порой нападала на всех разом на одном дыхании. Бывший мэр Майкл Блумберг (Michael Bloomberg) попал под раздачу с первых секунд и очень напоминал политика на пенсии, которым был до ноября прошлого года, когда запустил запоздалую президентскую кампанию.
Вечер дебатов показал отчаяние всех, кто не сенатор Берни Сандерс (Bernie Sanders) или Блумберг — чья телереклама стоимостью в сотни миллионов долларов грозит утопить конкурентов в Супервторник.
Все это предвещает новый, весьма неприятный этап кампании до 3 марта, когда в 16 штатах и территориях состоятся праймериз и партийные слёты. Встает вопрос, насколько грубее будет тон на следующих дебатах, которые состоятся во вторник вечером в Чарльстоне, Южная Каролина.
Блумберг чуть было не пролетел
Для Блумберга это был дебют на президентских дебатах. И произвести хорошее впечатление ему не удалось.
Хотя последние три месяца эфир наполнен беспрецедентным количеством его рекламы, Блумбергу пришлось держать оборону с самого начала. Сандерс раскритиковал его за поддержку полицейского метода «задержал и обыскал». Уоррен высмеяла его как сексиста («миллиардер, который зовет женщин „жирными бабами" и „лесбиянками с конскими рожами"»), который «затыкал женщинам рот» уговорами о неразглашении. Бывший вице-президент Джозеф Байден (Joseph Biden) сказал, что бывший мэр управлял Нью-Йорком нелучшим образом.
Дальше стало еще хуже.
При этом Блумберг стойко стоял на своем, а жалобы отмел шуткой, которую никто не оценил.
«Может, им не понравился анекдот, который я рассказал», — предположил он.
Позже он неуклюже заявил, что соглашение о денежных выплатах неназванного размера достигнуто «по обоюдному согласию».
Казалось, ему неловко отстаивать «задержание и обыск» и объяснять, почему он недавно переменил позицию. Сандерса — лидера по всем опросам — он назвал «коммунистом». Сенатор из Вермонта парировал выпад, сказав, что это «грязный прием». Покидая сцену, Байден повернулся к Блумбергу и сказал: «Ну, добро пожаловать на вечеринку, приятель».
Для Уоррен вечер сложился прекрасно
После дебатов в Нью-Гемпшире в начале этого месяца Уоррен пожаловалась, что часто тянула руку, но слово получала редко. На сей раз она не только говорила больше любого из своих соперников, но и нередко задавала тон дискуссии.
Именно на такое напористое выступление рассчитывали ее союзники и даже некоторые из советников, пусть это и знаменует собой резкий отход от ее прежней стратегии выступать умеренным кандидатом, способным сплотить демократов.
Уоррен сыпала остротами и дважды так основательно проходилась по слабостям соперников, что ведущие даже засомневались, давать ли им возможность ответить. Так, она подняла тему здравоохранения и заговорила о плане бесплатной медицины для всех, который уже несколько месяцев считается слабым местом ее кампании.
Уоррен заявила, что план реформы здравоохранения бывшего мэра Пита Буттиджича (Pete Buttigieg) — «не план, а презентация в PowerPoint», а план сенатора Эми Клобучар (Amy Klobuchar) — «больше похож на заметки на клейких листочках». Она сказала, что даже советники Сандерса признают, что его план «судя по всему, не пройдет».
Как отреагируют на ее выступление избиратели, будет известно в ближайшие дни и недели. В последние недели в кампании Уоррен наблюдается застой. Но в среду вечером она казалась бойцом, решившим идти до конца. Кроме того, ее кампания может похвастаться огромным притоком пожертвований — 1 миллион долларов в ходе самих дебатов и еще 2,8 миллиона долларов в течение дня — как признак возрождения.
Сандерс, лидер по опросам, снова вышел сухим из воды
Сандерс набрал больше всех голосов в первых двух штатах. Лидирует он и в Неваде, и в национальных опросах. Его штаб принимает больше всех пожертвований. Однако в центре внимания соперников оказался не он.
Появление Блумберга с его огромным состоянием поставило будущее соперников Сандерса под угрозу и отвлекло их внимание. Поэтому они предпочли сосредоточиться на бывшем мэре, чем на сенаторе, чей рейтинг растет день ото дня и может прибавить еще больше, если он одержит победу в этом штате в грядущую субботу.
Некоторые не преминули его уколоть: Уоррен назвала его план реформы здравоохранения нежизнеспособным; Буттиджич посетовал, что сторонники Сандерса несносно ведут себя в сети; Блумберг упрекнул его в поддержке социализма и предрек, что Сандерс проиграет Трампу.
Но не было ни единого момента, который прервал бы его выигрышную траекторию — как в Неваде, так и на национальном уровне. Пусть Сандерс выступил и нелучшим образом, этого вполне может хватить.
Соперники с Байденом перестали считаться
Байден провел вечер, наблюдая с центра сцены, как все остальные спорят и критикуют друг друга, а его самого избегают. Его политической истории коснулись разве что несколько беглых замечаний от Уоррен. Остальные явно решили, что лучше не тратить на это время.
Можно считать это падением Байдена, который лидировал в гонке большую часть прошлого года. Однако финишировав четвертым в Айове и пятым в Нью-Гемпшире — две катастрофы на ранних стадиях — Байден оказался на грани краха. Пожертвования иссякли, его штаб задыхается, и к тому же немало средств, чтобы заполнить левоцентристский вакуум, тратит Блумберг.
Команда Байдена заявила на этой неделе, что он должен финишировать в двойке лучших в Неваде, а затем выиграть Южную Каролину, чтобы всерьез соперничать в Супервторник. Однако судя по прошедшим дебатам, его соперники сомневаются, что это ему удастся.
Еще немного, и Клобучар с Буттиджичем друг дружку поубивают
Простите, но нам показалось, что в среду вечером Клобучар и Буттиджич местами хотели вцепиться друг в дружку.
Пусть Уоррен и Сандерса коробит от самофинансируемых кандидатов-миллиардеров вроде Блумберга, никто не ненавидит друг друга столь же страстно, как Клобучар и Буттиджич.
Во время дебатов это проявилось в полной мере. Карьеру друг друга они отвергли как не имеющую отношение к государственному управлению. Клобучар заявила, что Буттиджич «не стоял на арене». Буттиджич усомнился в компетентности Клобучар, потому что та не могла вспомнить имя президента Мексики.
Когда Буттиджич упрекнул Клобучар за то, что она, по его мнению, недостаточно прогрессивно голосует в Сенате, она смерила его взглядом и бросила 38-летнему бывшему мэру фразу, под которой подпишутся многие: «Что делать, Пит, не все такие безупречные, как ты».
Конфликт Буттиджич — Клобучар очень важен. Поскольку в некоторых ключевых штатах перед Супервторником лидирует Блумберг, другие умеренные кандидаты не могут рассчитывать, что наберут необходимые 15%, чтобы остаться на плаву. Судя по всему, Буттиджич и Клобучар извлекли урок из серии детских книг о Гарри Поттере: одному суждено умереть, чтобы выжил другой.