На фоне международного равнодушия к трагедии еще одного миллиона вынужденно перемещенных лиц из районов эскалации в провинциях Идлиб и Алеппо Москва и Анкара объявили о провале переговоров, состоявшихся в понедельник и вторник в Москве. В ходе встреч делегации пытались достичь новых договоренностей.
«Мы отклонили и карту, и соглашение, предложенные Россией», — заявил пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын (İbrahim Kalın). Со своей стороны министр Лавров сообщил, что Россия не выдвигала новых требований по Идлибу. Что касается президента Реджепа Тайипа Эрдогана, то он вчера обратился к депутатам от своей партии в парламенте и угрожал вторжением в районы Идлиба «в любой момент!» аналогично прошлым операциям «Щит Евфрата», «Источник мира» и военным действиям в Африне. Цель — противостоять силам режима, если их мишенью окажутся турецкие контрольные пункты, многие из которых сейчас окружены силами «химического» Башара.
Вчера состоялся телефонный разговор между Эрдоганом и Дональдом Трампом. Как сообщил президент США, стороны обсудили ситуацию в Идлибе. Американский лидер заявил: «Мы работаем вместе!»
Американские сигналы
Да, Америка на самом высоком уровне сигнализирует о своей поддержке в адрес Турции в конфликте вокруг Идлиба, но не более того. Ранее специальный представитель США по Сирии Джеймс Джеффри (James Jeffrey) также заявил о поддержке Анкары.
Однако советник президента по национальной безопасности Роберт О'Брайен (Robert O'Brien) в тот же день заявил, что Соединенные Штаты не будут отправлять солдат в зону конфликта в Идлибе. Слова О'Брайена не вызывают удивления, так как никто и не ожидал иного от США. Но нет сомнения, что они неслучайно прозвучали в ответ на заявление Джеймса Джеффри. Анкару хотят предостеречь от иллюзий по поводу уровня участия Вашингтона в сирийском конфликте на стороне Турции после того, как он вывел большую часть своих сил из региона.
Турция, которая до настоящего времени действовала на сирийской территории через посредников в рамках так называемой прокси-войны, сегодня может превратиться в агента более крупной державы — Соединенных Штатов Америки.
Независимо от степени возможной американской поддержки военных мер Турции в регионах Идлиба и Алеппо, судя по всему, в этом конфликте президент Турции шантажирует Москву американцами, а последних — Москвой.
Вашингтон, нашедший возможность нормализовать свои охладевшие отношения с турецким союзником и дистанцировать его от России, посылает ему подобные позитивные сигналы, чтобы заставить продолжать противостояние России на сирийской территории. Возможно, он надеется, что ошибка в расчетах приведет к инциденту, который положит конец российско-турецкому партнерству, как это случилось после крушения российского истребителя осенью 2015 года. Это событие проложило путь для турецких уступок России и партнерству на астанинском треке.
Шантаж России
В Сирии турецкая сторона ведет себя крайне осторожно и воздерживается от ударов по российской авиации после двух сирийских вертолетов, сбитых на прошлой неделе протурецкими формированиями.
Похоже, попытки шантажировать Россию американцами не дали Турции ожидаемых результатов в ходе недавних переговоров в Москве. Российский президент понимает, что очередное потепление в отношениях между Анкарой и Вашингтоном в связи с конфликтом в Идлибе имеет ограниченный характер и является не чем иным, как шантажом для получения уступок, требуемых турецким партнером.
Тем временем сирийский режим и его сторонники празднуют возвращение городов и деревень в северной и западной сельской местности Алеппо, которые в течение многих лет находились под контролем вооруженных оппозиционных группировок. Сирийская оппозиция с горечью говорит о переговорах между россиянами и турками касательно сдачи этих территорий без боя, но турецкий шантаж касается лишь конкретных территорий на севере провинции Идлиб. Турция хочет как можно дольше сохранять контроль над ними, чтобы иметь возможность противостоять требованию России уйти из Африна. Другими словами, Эрдоган продвигает вперед в Идлиб линии следующего дипломатического сражения вместо того, чтобы сражаться с российской стороной в Африне и, возможно, зоне операции «Щит Евфрата». Вот почему турецкий лидер так отчаянно сражается за Идлиб в настоящее время.
Что касается северной и западной части Алеппо, то похоже, у Турции нет иллюзий по поводу сохранения этой территории, в связи с чем мы наблюдаем, как оппозиция покидает без боя местные города и деревни.
Что касается американцев, то заявляя о своей поддержке Анкаре, а также пытаясь углубить раскол между Россией и Турцией, они желают сохранить действенные политические инструменты для участия в определении политической судьбы Сирии, когда начнутся многосторонние переговоры.
Ильхан Озгюль (Ilhan Özgül), турецкий эксперт по международным отношениям, высказал замечательную мысль по поводу битвы за Идлиб. По его мнению, Турция, которая до настоящего времени вела борьбу на сирийской земле через посредников в так называемой прокси-войне, сегодня угрожает превратиться в агента более крупной силы (Соединенных Штатов) в Сирии!
В ближайшие дни мы увидим, справедливы ли эти выводы или нет. Как полагает эксперт, Соединенные Штаты имеют четкую политическую стратегию в Сирии, и Турция является одним из инструментов для ее реализации.