Предложения, изложенные («почему-то») на сайте Мюнхенской конференции по безопасности — известные широкой публике как «12 шагов навстречу Москве» — вызвали бурную реакцию в обществе. Это и не удивительно, ведь никто не хочет повторить опыт Боснии и Герцеговины, совмещенный с опытом Приднестровья, даже если назвать это мелодичным словом «финляндизация».
Общество отреагировало, отреагировала власть, отреагировали Соединенные Штаты. Текст с сайта удалили, но осадок, как говорится, остался. Кроме того, это придало импульс сторонникам бывшего президента, ведь измену никто не отменял. Хотя, кажется, этот «документ» снова по-тихому вернули для публичного ознакомления.
Оно, конечно, полезно — иметь в обществе непримиримое меньшинство, которое будет стоять на страже украинских интересов. Кто донесет «городу и миру» простую истину: мы никогда не сдадимся. Поэтому вариант такого наполовину урегулирования, наполовину капитуляции — это не вариант, и спокойнее от этого в зоне Шенгена не станет. И для внутренней жизни страны это необходимо. Объяснить большинству, что мы не будем строить здесь совок-лайт, ведь, если «нет разницы» — тогда давайте по-человечески.
Другое дело, что к этой когорте, к непримиримому меньшинству, порой попадают (а правильнее было бы сказать — примазываются) персонажи с неоднозначной репутацией и весьма сомнительным коэффициентом полезного действия. Зато с доступом к телевизору.
Скажу больше: порой то, что преподносится нам как непримиримая украинская позиция, является всего лишь калькой из русского нарратива. И тут уже возникает логический вопрос: если вам «какая разница», если вы такие пламенные оппозиционеры, тогда почему ваши призывы такие непутевые? Почему в ваших тезисах можно просто поменять несколько собственных названий и получим текст, который идеально подходит для адептов «ДНР» или «великой России»?
Вот, например, народный депутат Алексей Гончаренко призвал жителей Кубани вспомнить о своей независимости, ведь 16 февраля 1918 года была провозглашена Кубанская Народная Республика. Персонаж сам по себе является довольно действенной антиагитацией, и конкуренты Петра Алексеевича, если бы были людьми более порядочными, должны были бы по крайней мере поблагодарить. Но в данном случае он превзошел сам себя, ибо невозможно списать это на пыл неофита, который из защитника русского языка в Одессе переродился в пламенного националиста. «Кубань — это, по сути, еще одна форма украинской государственности. Эта территория испокон веков связанная с Украиной и украинцами. Наша история не может быть полной без упоминания о Кубани, Зеленом, Малиновом клине и всех остальных землях, заселенных украинцами». Ничего не напоминает? Про «исконно русские земли, где живут русские люди, без которых невозможно себе представить…». Кто там, говорите, увлекается Путиным и пытается ему подражать?
Еще один человек, который не нуждается в отдельном представлении, — Ростислав Новоженец, презентовал в прошлом году целую карту «Украинская Кубань», о чем не забыл напомнить и в этом году. О празднике, как бы сказать. «Всего на одном листе глянцевой бумаги историки сумели рассказать об истории Кубанской Народной Республики. Когда туда переселились запорожские казаки, как они вели свою жизнь на чужих землях, которые потом стали их собственными. Также описано, как менялся этнический состав населения Кубани и на каких территориях проживали украинцы». Это же готовая заготовка для «журналистов» «Донбасс-ТВ», осталось только некоторые названия поменять…
Интересно, как я должен относиться к российским «казакам» после всего этого? Если украинские казаки, брошенные российским правительством на войну «с местным населением» — это прекрасно и героически, тогда где же различие с «казаками», которые приезжают в Донбасс с той же целью? Это какая-то гуманитарная миссия? Гуманитарные конвои с детской литературой? Объясните, лидеры украинского сопротивления! Хоть намекните как-то, между пафосом «исконности» и «героизма».
Алексей Гончаренко, напротив, заявляет, что «идентичность кубанцев была стерта в результате преступной политики жестокой ассимиляции Кремля, которую он проводил ко всем покоренным народам. Традицию настоящего казачества заменили «ряжеными». Потому что казаками не могут называть себя те, кто прислуживает кремлевскому царю и борется против всех, кто стремится к свободе. Россия — тюрьма народов, а Кубань, безусловно, станет нашим «островом свободы». Конечно, за «остров свободы» хочется сказать выдающемуся антикоммунисту Гончаренко отдельное пламенное пионерское «спасибо», но украинцы, ассимиляция, покоренные народы, Кремль… Если казаками не могут быть те, кто служит царю, то кому служили казаки на Кубани? И кто в это время покорял там народы? Это ад, граждане.
На этом фоне даже традиционные торжества, приуроченные окончанию советско-афганской войны, выглядят не так дико. Хотя и здесь все довольно по-русски: пафос, интернациональный долг, мужество и доблесть. Какая может быть трагедия, если солдат отправляют за несколько тысяч километров убивать местных в другой стране?
Поэтому, какими бы супер-пупер оппозиционными не были такие персонажи, как бы бесстрашно они не общались с российскими пропагандистами, украинского там ничего нет. Это классический «русский мир». Даже если он регулярно «борется за Украину». Потому что «за Украину» были все предыдущие разы, просто эта Украина представлялась каждому по-своему. Медведчук с Рабиновичем, кстати, тоже «за Украину».