«Пожалуйста, уезжайте». Белокожая женщина, одетая в футболку наизнанку, не повышает голоса. Она снимает на телефон торговый фургон с тако (традиционное блюдо мексиканской кухни, тортилья из кукурузной или пшеничной муки c разнообразной начинкой — прим. ред.), припаркованный на ее улице. Женщина говорит им уезжать, а продавцы просят ее зайти обратно в дом. «Хорошо, деточка, — сказала она, — Vamonos (начнем — прим. ред.). Я позвоню в полицию по иммиграции». «Тупая дрянь», — звучит в ответ.
Видеозапись с разборками, снятая в жилом квартале Далласа прошлой весной, вскоре разлетелась по интернету под названием «женщина-расист угрожает вызвать иммиграционную полицию за то, что мы продаем еду в Далласе, и у нас есть разрешение». За несколько недель видео набрало больше 170 тысяч просмотров.
Это новое лицо российской пропаганды. В 2016 году Кремль вложил значительные средства в создание мемов и объявлений в Facebook с целью усилить недоверие американцев к избирательной системе и друг к другу. Однако уже почти четыре года у власти находится президент, чья риторика сеет раздор и усиливает гнев избирателя, когда речь заходит о таких вопросах, как расовая принадлежность, неравенство и поведение самого главы США. Так что российские власти продолжают вмешиваться, но теперь им не надо быть столь изобретательными.
Кадры с фургоном тако не были смонтированы на какой-нибудь «фабрике» в Санкт-Петербурге. Это подлинная запись инцидента, произошедшего в Америке. Все, что России требовалось сделать, — это через своих «троллей» помочь видео распространиться в Twitter.
К счастью для россиян, оба фаворита президентской гонки — Дональд Трамп и Берни Сандерс — противоречивые фигуры. Как выяснил спецпрокурор Роберт Мюллер, и того и другого «тролли» из России стремились продвинуть перед выборами 2016 года. На этот раз в стане кандидатов от Демократической партии многолюдно и неспокойно, но там нет всем хорошо известной и воинственно настроенной Хиллари Клинтон, которую можно было бы сделать объектом нападок. Если выборы и правда выльются в противостояние Трампа и Сандерса, то один из этих двух кандидатов, которым Кремль симпатизировал в 2016 году, обязательно выиграет. Они придерживаются очень разных идеологий, но оба устраивают Кремль, поскольку способствуют усилению разногласий внутри страны и призывают к сдержанности США за рубежом. Как Сандерс, так и Трамп заявляют, что хотят сдвинуть фокус внимания США на внутренние вопросы. Это явно находит отклик у многих американцев. Но это не значит, что машина российской пропаганды сбавит обороты: просто у нее новая мишень.
Профессор Университета Клемсона Даррен Линвилл, изучающий информационную деятельность России, сказал мне, что «подобные системы, как правило, не перестают работать лишь потому, что у них больше нет причин существовать. Они находят новые причины». В этом случае они пользуются успехами, которых добились в 2016 году, и работают над углублением раскола в США.
Линвилл выдвинул целый ряд причин, почему Кремль все еще заинтересован во вмешательстве в политику США, несмотря на то, что мы сами прекрасно справляемся и вносим разлад в свое же общество. Россия ставит перед собой цель снизить явку избирателей, а также заставить людей сомневаться в избирательном процессе, чтобы победителю было сложнее руководить страной.
По словам Алины Поляковой, что бы ни происходило, «ситуация, когда Соединенные Штаты погрязли во внутренних проблемах и не заметны на внешней арене выгодна Москве». Вот тут-то в игру и вступают видеозаписи.
Теперь сами американцы — основные поставщики материала, с помощью которого аккаунты, предположительно связанные с Россией, накаляют обстановку в преддверии выборов в США. При этом Россия вольна заходить сколь угодно далеко. Линвилл заметил, как российские «тролли» меняют тактику и становятся «скорее кураторами, чем создателями». Но их цель осталась неизменной — разделить американское общество. «Русские обожают такие видео, — говорит Линвилл, — эти кадры действуют таким образом, что мы становимся еще более противны друг другу». Он и его коллега выследили по вирусным постам в Twitter об инциденте в Далласе связанные с Россией учетные записи, которые соцсеть позже заблокировала.
Благодаря непростой политической ситуации в Соединенных Штатах, сложившейся в значительной мере по нашей собственной вине, усилия российских властей поразительным образом окупаются. Еще в 2014 году они начали реализовывать то, что Мюллер позже назвал сговором «с целью вмешательства в политический и избирательный процессы в США через мошенничество и обман». Спецпрокурор обнажил масштабы сговора, ведущую роль в котором играла организация из Санкт-Петербурга под названием «Агентство интернет-исследований». АИИ служило мозговым центром операций по вмешательству. В его распоряжении были сотни сотрудников, а также бюджет, который составлял миллионны долларов и предназначался для ведения «информационной войны» против Америки. Для этого использовались объявления в Facebook, поддельные Twitter-аккаунты, и даже были попытки организовать самые настоящие протесты.
Ирония заключается в том, что тень российского вмешательства сама по себе стала средством дискредитации в интернете политических противников. «На мой взгляд, дезинформация со стороны внешних сил существенно повлияла на наше общение в том смысле, что когда с тобой кто-то не соглашается, его сразу называют „троллем‟ из России, — отметил Линвилл. — На самом деле этот человек, может быть, просто с тобой не согласен». Так, Twitter однажды приостановил учетную запись пользователя, выступающего в поддержку движения Black Lives Matter («Жизнь темнокожих имеет значение»), заподозрив, что за ней стоит «российский тролль». Позднее журнал Wired сообщил, что это американец, проживающий во Флориде.
За два года до прошлых президентских выборов АИИ уже создавало фальшивые страницы в соцсетях и отправляло своих агентов в США. По словам Линвилла, организация вела англоязычные Twitter-аккаунты, которые распространяли вымышленные новости: о вспышке сальмонеллеза в Нью-Йорке, например, или о химическом взрыве в Луизиане, — на самом деле ничего этого не было. Теперь же российские интернет-агенты крайне редко работают с откровенно сфабрикованными новостями, а их тогдашние усилия не имели успеха, поскольку ложь легко вскрывалась, добавил он. Когда началась предвыборная кампания, перед АИИ скорее стояла задача бороться с Хиллари Клинтон, чем поддержать какого-то определенного кандидата. Это значит, что помощь оказывали не только Трампу (через создание Facebook-аккаунтов вроде Clinton FRAUDation и Trumpsters United), но, как это ни странно, Сандерсу. Так, согласно расследованию BuzzFeed, российский пользователь сервиса Tumblr под ником 4mysquad выдавал себя за активиста, выступающего в защиту прав темнокожих. Он хвалил Сандерса за то, что тот «не какой-нибудь белый старик, который только вчера понял, что #ЖизньТемнокожихИмеетЗначение. Он действительно борется». Позднее Мюллер выяснил, что предпочтение Трампу стали отдавать лишь со временем.
В результате проведенного Мюллером расследования некоторым сотрудникам АИИ были предъявлены обвинения. Однако это почти ничего не значило, поскольку они находились в России, — вне досягаемости американского правосудия, — где они уже принимались за промежуточные выборы 2018 года. По словам директора Лаборатории цифровых экспертных исследований аналитического центра «Атлантический совет» Грэхэма Бруки, организация все так же создавала мемы и заручилась еще более внушительным финансированием. В то же время она стала больше использовать то, что сами американцы размещали в интернете, хватаясь за такие спорные темы, как иммиграция, контроль за оружием, а также случаи убийства полицейскими безоружных темнокожих. С помощью реальных происшествий «тролли» выносили на обозрение неподдельную озлобленность общества и кризисные явления в американской политике.
Наступил 2020 год. Уже несколько лет не прекращаются столкновения между президентом и его политическими противниками по таким вопросам, как расследование Мюллера, импичмент, а также сама государственность США и роль страны в мире. «Российские тролли» по сути могут просто наблюдать за разборками американцев между собой и подстегивать такие ссоры через фейковые Twitter-аккаунты, как это было с фургоном тако. Они продолжат бередить те же самые раны на теле американского общества и поощрять тех, кто кричит о нечестных выборах, когда, например, возникают споры вокруг праймериз Демократической партии или наблюдается жесткая конкуренция на всеобщих выборах.
США не нуждаются в помощи России, чтобы подрывать доверие к выборам: на кокусах в Айове в мобильном приложении произошел сбой, и этого хватило, чтобы глава предвыборной кампании Трампа выдвинул в Twitter предположение о «фальсификации» состязаний. Трамп сам и причина, и следствие нынешнего недоверия американцев к институтам власти. И он поощряет такое отношение тем, что часто упоминает про «глубинное государство». Сандерс, в свою очередь, пользуется искренней поддержкой за критику политических и экономических элит, чем также пользуются аккаунты, связанные с Россией.
Даже если в каком-то смысле США облегчили Россие задачу своими внутриполитическими разногласиями, ее деятельность все равно теперь затруднена. Благодаря расследованию Мюллера и проверкам Конгресса, люди теперь более осведомлены о действиях России по сравнению с 2016 годом, говорит Бруки. Такие компании, как Twitter и Facebook теперь более активно приостанавливают подозрительные учетные записи. Случается даже, что они ненароком блокируют настоящих пользователей, которые распространяют противоречивую информацию.
Хотя Бруки не хочет недооценивать угрозу от вмешательства со стороны России, он твердо верит, что дезинформация внутри США — это хуже, чем любые действия Агентства интернет-исследований. Что касается России, Бруки говорит: «Они могли бы вскинуть руки в знак победы и сказать: „Миссия выполнена‟».