Уже на следующий день после самого страшного морского поражения Российской империи, которое произошло в 1905 году в Корейском проливе в ходе Русско-японской войны, испанская пресса вовсю трубила о нем. Само сражение длилось всего два дня — 27 и 28 мая, — но оно приняло такие масштабы, невообразимые для того времени, что газеты днями напролет публиковали все новые и новые подробности о том, что произошло при Цусиме. 29 мая газета «Эпока» назвала битву при Цусиме «великим морским сражением», а «Импарсиаль» в тот же день сообщил, что «японский адмирал Хэйхатиро Того потопил один русский броненосец, четыре крейсера и одно вспомогательное судно».
Это был важнейший эпизод Русско-японской войны, в ходе которой, всего за два года, погибло около 150 тысяч человек, а ранения получило более 200 тысяч человек. Цусимское сражение стало самым трагическим в этой войне. Газета «Таймс» так описывала события: «За сто лет, прошедшие с тех пор, как в Трафальгарском сражении Наполеон определил судьбы Европы, не случалось еще морских сражений, сравнимых с тем, которое началось в субботу в Цусимском проливе». В результате сражения русский Балтийский флот под командованием адмирала Зиновия Рожественского, располагавший 38 боевыми кораблями, был полностью уничтожен японцами. «Это была катастрофа с ужасными потерями для обеих сторон. Ни один корабль не вышел из сражения без повреждений», — писал «Импарсиаль».
Сам Рамиро Де Маэсту писал о значении этого морского сражения для Европы в газете «Корреспонденсиа де Эспания». «В Лондоне никогда еще не продавали столько газет, как в эти последние три дня. Издания, которые выпускаются днем и ночью, быстро исчезают с прилавков. В 11 часов вечера, в столь необычное время для такого работящего города, как Лондон, продавцы газет заполняют улицы и выкрикивают последние известия. С тех пор, как в газетном деле начал использоваться телеграф, ни одно событие не вызывало такого ажиотажа, как морское сражение при Цусиме. По сообщениям всех английских газет, это важнейшее сражение со времен Трафальгара», — писал Рамиро Де Маэсту в статье от 4 июня 1905 года.
Русско-японская война
Русско-японская война началась годом ранее, когда столкнулись территориальные интересы Российской и Японской империй, претендовавших на контроль над Маньчжурией и Кореей. Для России жизненно важным вопросом было приобрести на Востоке незамерзающий порт. Проблема заключалась в том, что после первой Японо-китайской войны (1894-1895 годов) по Симоносекскому договору Японии перешла большая часть территорий, на которые претендовала Россия. Это был остров Тайвань и Ляодунский полуостров. Кроме того, Япония получила протекторат над Кореей.
В конечном итоге из-за сильного международного давления Япония была вынуждена передать России Порт-Артур, чтобы снизить напряженность между странами. Это было большим унижением для японцев, которые к тому же увидели, что русские начали строить там железную дорогу с явными колонизаторскими намерениями. Переговоры между Японией и Россией велись в течение двух лет, но были безрезультатны, и 8 февраля 1904 года Япония решила штурмовать Порт-Артур, чтобы сохранить свое исключительное господство над Кореей.
Японцы в течение года осаждали город, а затем захватили его. За это время в нескольких морских сражениях японский флот нанес поражение России и доказал ей, что она имеет дело с грозным противником. Происходили и сухопутные сражения: на реке Ялу, под Наньшанем, у Вафангоу, при Ляояне, на реке Шахе, при Сандепу и Мукдене. Русский флот понес такие потери в битвах с японцами, что генеральному штабу пришлось сформировать новую эскадру и перебросить на Восток корабли Балтийского и Черноморского флотов.
Зиновий Рожественский против Хэйхатиро Того
Новая Тихоокеанская эскадра была поручена командованию адмирала Зиновия Рожественского, которому потребовались месяцы, чтобы сформировать силы и направиться к Корейскому проливу. Это дало время японскому адмиралу Того Хэйхатиро подготовить свои корабли, обучить команды и отправиться навстречу русским, которые были полны решимости отомстить японцам. В их распоряжении были одиннадцать броненосцев, девять эсминцев, восемь крейсеров и несколько подразделений меньшего масштаба, чем у японцев, к тому же с менее подготовленными и хуже вооруженными моряками. Они никак не могли себе представить, что им навстречу выйдут 37 японских миноносцев, 27 крейсеров, 21 эсминец и четыре линкора, не считая вспомогательных подразделений и артиллерии.
Прибыв в Порт-Артур и поняв, что город находится в руках японцев, Рождественский решил отправиться во Владивосток кратчайшим путем — по Цусимскому проливу. Однако он не догадывался, что Хэйхатиро Того со своим мощным флотом поджидал его с другой стороны пролива. Не догадывался он и том, что Того был единственным действующим адмиралом в мире, имевшим опыт ведения боев на броненосцах, которые стали главными героями Цусимского сражения. Все это предвещало неблагоприятный исход битвы для русских, чьи корабли, системы связи и торпеды устарели и работали ненадежно. Это было похоже на самоубийство.
Ночью 26 мая 1905 года, несмотря на туман, русская эскадра была обнаружена японским вспомогательным крейсером «Синано-Мару». Японцы заметили огни госпитального судна «Орел», который не тушил огни, как того требовало международное законодательство. Используя современное японское радиооборудование, Хэйхатиро Того вскоре получил точное местоположение противника. На борту броненосца «Микаса» японский адмирал на полной скорости отправился наперехват противнику. Его сопровождали четыре подразделения, насчитывавшие в общей сложности сорок кораблей. Во главе каждого из них находился офицер более низкого ранга. Среди них был и Исороку Ямамото, который почти четыре десятилетия спустя победит американцев в Перл-Харборе в ходе Второй мировой войны.
Воззвание Того
Адмирал Хэйхатиро Того поднял дух своих моряков, произнеся воззвание, очень похожее на речь Нельсона перед Трафальгарским сражением: «Судьба Империи зависит от этого сражения. Пусть каждый исполнит свой долг!». В 14:15 он начал наступление и оказался перед русскими кораблями. Японские крейсеры начали обстрел с бортов, в то время как русские могли ответить только огнем из носовых орудий, что явно ставило их в невыгодное положение.
Хотя у русских было больше крупных боевых кораблей, которые, как известно, являются наиболее важными военными кораблями у любого военно-морского флота, в японской эскадре были тяжелые крейсеры (или «замаскированные крейсеры», как их называют некоторые специалисты), которые давали им большое преимущество в скорости. Это позволило Того применить тактику, которую Александер Киральфи определяет в книге «Гении военной стратегии» как «охота на врага в несколько этапов». Японцы сначала предпринимали рискованные маневры по сближению с противником, атаковали его и сразу же после этого отступали, чтобы занять более выгодную для последующей атаки позицию. И так они повторяли снова и снова, пока не побеждали противника.
30 минут настоящего ада
Исход сражения был решен менее чем за 30 минут интенсивного обстрела — с 14:15 до 14:45. Японцы использовали комбинацию взрывчатых веществ под названием «шимоза» («мелинит»), состоящую из пикриновой кислоты, загорающейся при контакте с легковоспламеняющимися материалами, которые имелись в конструкции русских кораблей, например с краской и углем. Это привело к тому, что многие из кораблей сгорали изнутри. В частности, быстро вышло из строя флагманское судно Рожественского, оказавшееся в абсолютной изоляции и без поддержки. А «Ослябя», еще один из важнейших русских броненосцев, затонул за считанные минуты в результате прямого попадания японского снаряда. Это был первый случай в истории, когда современный броненосец затонул из-за одного снаряда.
Но это было только начало. Далее японцы начали второй этап наступления. В определенный момент Хэйхатиро Того приказал своему флоту снова двигаться на восток с целью заставить противника переместиться к северу от пролива. Японские корабли отошли от основного места действия, заново собрали свою эскадру и предприняли очередную атаку. Рожественский не знал, как на это реагировать. Его корабли были построены из более хрупких материалов, чем японские, и повреждения были слишком велики. Доказательством этого является то, что русские шестнадцать раз наносили удары по броненосцу «Микаса», на котором находился адмирал Того, но он так и не пошел на дно. Более того, он пробыл в эксплуатации вплоть до Второй мировой войны.
Самое крупное морское сражение в мире со времен Трафальгара в 1805 году шло без остановки. Однако вскоре в результате меткого японского удара броненосец «Бородино» взорвался и ушел под воду. Из 855 членов экипажа выжил только один. Адмирал Рожественский был ранен осколком шрапнели в голову и потерял сознание. Его перенесли с флагманского корабля на миноносец, а командование должен был взять на себя контр-адмирал Небогатов. Однако к вечеру были потеряны два других броненосца — «Князь Суворов» и «Император Александр III».
Корабли сталкиваются друг с другом
Согласно принятой японцами тактике, ночью Хэйхатиро Того прекратил все действия броненосцев, и инициативу на себя взяли миноносцы. Они накрыли противника огнем и вызвали такой хаос, что некоторые русские корабли столкнулись друг с другом. Остальные оказались в изоляции, лицом к лицу с японским огнем. Они тонули один за другим. Например, старый крейсер «Наварин» был поражен миной и потоплен за считаные минуты. Выжили только три человека из 622 членов экипажа. Броненосец «Сисой Великий» постигла та же участь, в то время как экипажи двух других старых броненосцев («Адмирала Нахимова» и «Владимира Мономаха») бросались в море.
В Цусимском сражении Россия потеряла две трети своей второй Тихоокеанской эскадры: одиннадцать броненосцев, восемь крейсеров, шесть эсминцев и восемь вспомогательных судов. 4 380 русских моряков погибли, а 5 917 были взяты в плен. Среди них были адмирал Рожественский и контр-адмирал Небогатов, сдавший все оставшиеся у него шесть кораблей. Японский флот, со своей стороны, потерял только три миноносца и 117 моряков.
«По сравнению с этим сражением, подвиги военно-морского флота США в Маниле и Сантьяго-де-Куба просто ничтожны», — говорилось в газете «Дейли Ньюс». «Россия на долгие годы потеряла всякую надежду на восстановление своих позиций на Дальнем Востоке, и это заметно увеличивает шансы на мир», — говорилось в «Стэндарте». «Дейли Кроникл» была гораздо жестче: «Русский флот, в последние годы переместившийся с Балтики на Восток, уничтожен. Победа адмирала Того очевидна, и японцы получат безраздельное господство в море». «Морнинг Пост» писала: «России не остается ничего другого, кроме как призвать к скорейшему заключению мира и принять условия, которые ей будут предложены».
«Нечего стыдиться»
Когда Рожественский находился в японском госпитале, где он оправлялся от ран, его посетил Хэйхатиро Того и любезно сказал ему: «Поражение — судьба любого солдата. В этом нечего стыдиться. Главное заключается в том, выполнили ли мы свой долг». Однако когда Рождественский вернулся в Россию, он предстал перед военным судом. Для него даже требовали смертной казни, однако царь помиловал его как получившего ранения и не виновного в капитуляции. Следующие четыре года Рождественский прожил затворником в своем доме в Санкт-Петербурге и умер от сердечного приступа в ночь на Новый 1909 год. Реальным виновником капитуляции был Небогатов. Он провел в тюрьме несколько лет, прежде чем его тоже помиловали.
Хэйхатиро Того, со своей стороны, стал народным героем, которого признавали во всей Японии. Более 30 лет он прожил, окруженный славой и почетом, пока не умер незадолго до начала Второй мировой войны. Отчасти подобная слава связана с тем, что своей победой адмирал обозначил переломный момент в менталитете японцев, которые почувствовали огромную национальную гордость. Это означало начало японской гегемонии в Восточной Азии, продолжавшейся до 1945 года.
Русско-японская война стала первой современной войной, в которой победу одержала азиатская страна. При Цусиме впервые в истории сошлись флоты противников, состоящие из современных броненосцев. Кроме того, в этом сражении впервые решающую роль сыграло использование радиосвязи. «Это был последний вздох старой эпохи, поскольку тогда в последний раз в истории морской войны линейные корабли побежденной стороны сдались в открытом море», — писал британский историк Дэвид Браун в книге «Потери военных кораблей во Второй мировой войне».