Соединенные Штаты на прошлой неделе провели военные учения, в ходе которых сымитировали обмен ядерными ударами с Россией. Об этом сообщил высокопоставленный руководитель из Пентагона.
Эта военная игра примечательна тем, что Министерство обороны приняло весьма необычное решение проинформировать журналистов о деталях учений, поскольку они стали олицетворением весьма спорной идеи о том, что можно проводить сражения с применением ядерного оружия, и при этом обмен ядерными ударами не приведет к тотальному апокалиптическому конфликту.
Учения состоялись спустя несколько недель после того, как США по указанию Дональда Трампа установили на подводных лодках ядерные боезаряды малой мощности в качестве противовеса российскому оперативно-тактическому оружию, полагая, что такая мера удержит Москву от его применения.
Согласно информации с брифинга с участием высокопоставленных руководителей военного ведомства, министр обороны Марк Эспер принял участие в «мини-учениях» американского Стратегического командования в Небраске. Эспер сам играл свою роль в ходе имитации кризиса, по сценарию которого Россия нанесла удар по американскому объекту в Европе.
«Согласно этому сценарию, в Европе возникла чрезвычайная ситуация, в ходе которой началась война с Россией, и Россия решила применить ядерное оружие малой мощности по объекту на территории НАТО, — сказал представитель Пентагона. — Затем состоялся разговор с министром обороны, а после этого с президентом, который в итоге принимает решение о том, как реагировать».
По словам этого представителя, «в ходе учений мы имитировали ответные действия с применением ядерного оружия». Вместе с тем, он назвал их «ограниченным ответом».
Ограниченный ответ предполагает использование небольшого количества ядерного оружия или имеющейся на вооружении системы малой мощности, как называют ракету подводного пуска с новым боезарядом W76-2, размещенную на лодках в Атлантике в конце прошлого года. Об этом сообщили только в конце января.
Рассказывая о состоявшихся на прошлой неделе учениях, руководители из Пентагона выдвинули свои доводы в защиту W76-2.
«Это очень разумный ответ на ядерную доктрину России и на ее ядерный потенциал, которые указывают на то, что русские могут ограниченно применить ядерное оружие», — сказал высокопоставленный руководитель из военного ведомства.
Первым о брифинге сообщил отраслевой журнал Промышленной ассоциации национальной обороны «Нэшнл Дифенс» (National Defense).
Директор ядерного информационного проекта из Федерации американских ученых Ганс Кристенсен (Hans Kristensen) отметил, что Пентагон очень редко проводит столь подробные брифинги о ядерных учениях, и предположил, что это была реклама нового оружия, включенного недавно в американский арсенал.
«Вспомните, прошло всего несколько недель с тех пор, как мы получили официальное подтверждение о принятии на вооружение этой новой боеголовки малой мощности, — сказал Кристенсен. — А мы сейчас переходим к новому этапу в утверждении бюджета, когда военным надо идти в конгресс и отстаивать новый ядерный боезаряд малой мощности, доставляемый к цели крылатой ракетой морского базирования. Все это разыграли как раз в рамках этого процесса».
Сторонники нового американского боезаряда говорят, что это средство сдерживания Москвы, которая полагает, что сможет применить свое оперативно-тактическое оружие, и это не повлечет за собой американский ответ, так как Вашингтону придется выбирать: либо не отвечать, либо решиться на мощную эскалацию, использовав намного более мощный стратегический ядерный заряд.
Сторонники контроля вооружений обеспокоены тем, что у американского и российского руководства формируется новая точка зрения на свои огромные ядерные арсеналы. Они приходят к выводу, что их ядерного оружие — это не только последнее средство сдерживания и устрашения, и что его можно применять в «ограниченных» конфликтах.