Даже несмотря на всеобщую озабоченность климатическими проблемами, пища со сверчками не стала в Финляндии популярной.
В свинарнике жителя города Курикка Пану Олликала (Panu Ollikkala) тихо. Один из первых финских специалистов по разведению сверчков прекратил производство насекомых осенью 2019 года.
«Спрос был недостаточным. Цена так упала, что мой бизнес уже не окупался».
Олликкала не хочет называть точные суммы.
В голосе мужчины слышится разочарование. Бывший свиновод видел в разведении насекомых большой потенциал. Свиньи уступили в его бизнесе место крылатым насекомым в 2016 году. Тогда в Финляндии еще только ожидали принятия решения, которое позволило бы выращивать насекомых для использования в пищу.
Сейчас помещение площадью 120 квадратных метров пустует.
Энтузиазм пропал и у других. Еще в начале сверчкового бума Маркку Хирвеля (Markku Hirvelä) говорил в интервью финской телерадиокомпании Yle, что хочет стать ведущим специалистом в этой области.
Он бросил этот бизнес полтора года назад.
Финские фермеры, особенно свиноводы на севере страны, хотели найти новый источник заработка. Многие посчитали разведение насекомых спасением.
В городе Курикка, который считают центром производства насекомых, сверчков еще разводят.
«Это такой банк по разведению сверчков, благодаря которому при желании можно быстро восстановить их производство», — говорит Лаури Юллиля (Lauri Jyllilä) из организации Finsect, продвигающей сферу разведения насекомых.
К насекомым в пище привыкают медленно
В обществе все чаще обсуждают вопросы питания. Темы соответствия требованиям этики и экологии в производстве мяса постоянно оказываются на первых полосах.
Многие хотят снизить количество употребляемого мяса.
Разведение насекомых не получило в Финляндии популярности, даже несмотря на всеобщую озабоченность климатическими проблемами, хотя в процессе производства сверчков вырабатывается значительно меньше парниковых газов, чем в процессе производства мяса.
Исследователь Терхи Похъянхеймо (Terhi Pohjanheimo) считает, что людям, снижающим количество мяса в рационе, растительный протеин все же подходит больше, чем протеин, содержащийся в насекомых.
Кроме этого, вариантов использования растительного протеина существует очень много.
Похъянхеймо принимала участие в исследовании 2015-2017 годов, посвященном использованию насекомых в пище.
Тогда Университет Турку, Институт природных ресурсов Финляндии (Luonnonvarakeskus) и Ведомство по безопасности и химикатам (Tukes) подготовили проект «Насекомые в цепочке питания» (Hyönteiset ruokaketjussa) и пришли к важному выводу:
«Главная трудность — получить одобрение основной массы потребителей. Мнение потребителей колеблется от негативного до позитивного. Пища с насекомыми становится частью нормального рациона постепенно».
Люди, начавшие разводить насекомых, считали, что бизнес будет процветать уже в 2018 году.
«О бизнесе по разведению насекомых говорилось много красивых слов»
Бизнес по разведению сверчков стал популярным в Финляндии в сентябре 2017 года, когда министерство сельского и лесного хозяйства страны разрешило разведение и продажу насекомых в стране в качестве еды. Это решение стало возможным благодаря пересмотру новых продовольственных норм Евросоюза.
Число предприятий по производству насекомых для пищи начало стремительно расти. Лаури Юллиля, представитель компании Finsect, говорит, что в тот период с ним в короткие сроки связались более 500 человек.
СМИ активно говорили о выращивании насекомых для употребления в пищу. Начавшие бизнес в этой сфере предрекали доход в миллиарды евро. В 2018 году в городе Ловииса возникла крупнейшая в Европе ферма по выращиванию сверчков, которая начала производить сотни тонн порошка из насекомых.
В январе 2019 года Yle сообщила о закрытии компании. Предприниматель из города Коувола Веса-Матти Раямяки (Vesa-Matti Rajamäki) поделился в интервью, что больше не верит в успех производства домовых сверчков в Финляндии. Мясная промышленность страны пользуется такой поддержкой, что производство сверчков не может с ней конкурировать.
По словам Лаури Юллиля, на пике воодушевления в сфере насчитывалось 70 фирм, но сейчас их уже около 50. По сообщению Ведомства безопасности продовольствия (Ruokavirasto), этот показатель сохраняется на протяжении года.
«О бизнесе по разведению насекомых говорилось много красивых слов. На банковские кредиты было открыто множество ферм», — говорят Кирси и Йоуко Сиикойнены (Kirsi, Jouko Siikoinen).
У них сверчковая ферма в общине Таммела, но в марте 2020 года они намерены закрыть свой бизнес.
«Интерес к употреблению насекомых в пищу и к сектору переработки насекомых резко упал», — сообщает пара.
Если не в Финляндии, то, может, в Германии?
И хотя фермы по разведению насекомых сейчас закрываются, не угасает надежда на развитие отрасли в будущем.
Пану Олликкала и Маркку Хирвеля из города Курикка говорят, что заключили договор с организацией Finsect на несколько лет. Производство можно будет возобновить когда угодно.
Для этого необходимы спрос и хорошие цены для производителей, считают они.
Лаури Юллиля из организации Finsect говорит, что раньше цены на замороженных сверчков достигали 100 евро за килограмм. Для потребителей это было дорого.
«Стоимость свежезамороженных сверчков должна составлять 10-15 евро за килограмм», — считает Юллиля. Маркку Хирвеля вспоминает, что, когда он закрывал свою фирму, производителю платили 20 евро за килограмм.
Порошок из сверчков можно добавлять, к примеру, в хлеб, протеиновые батончики и шоколад. После масштабной рекламной акции многие продукты постепенно ушли с рынка. По мнению производителей насекомых, продуктов было слишком мало.
Руководитель отдела исследований Терхи Похъянхеймо напоминает, что для успешности продукту со сверчками нужно выдержать ценовую конкуренцию, быть простым в приготовлении и удовлетворять ожидания, что касается вкуса.
Многие потребители попробовали продукты с насекомыми и больше их не покупали. Любопытство удовлетворено.
Лаури Юллиля не намерен отказываться от своей идеи. Сейчас Finsect направил взор на Центральную Европу, в особенности — на рынок Германии. Предприятие поставляет в немецкие торговые сети сырье, которое рекламируется в семи странах.
У него уже есть план на случай полного возобновления производства в Финляндии.
«Не нужно производить сверчков только для внутреннего рынка. Можно и для экспорта, если это направление будет пользоваться спросом», — говорит Юллиля.