В октябре десятки вооруженных российских наемников высадились в двух ливийских нефтяных портах. Призванные ливийским генералом-отступником, они помогли повстанческим силам вырвать нефтяной регион из-под контроля ливийского правительства.
Как явствует из ливийских иммиграционных отчетов, по окончании боевых действий прибыла делегация боссов горнодобывающих и нефтяных компаний из бывших советских республик — обстряпывать дела с повстанцами.
Спустя почти три десятилетия после распада советской империи президент России Владимир Путин поставил перед собой задачу восстановить международное влияние Москвы на Ближнем Востоке и в Африке. Кампания частично строится на альянсах с развивающимися странами за пределами официальных каналов — нередко через посредников вроде частных военных компаний, предприятий и консультантов, объясняют сведущие люди и представители европейской безопасности.
Активность России на Ближнем Востоке и в Африке совпадает с отступлением из этих регионов США и их европейских союзников. Во время турне по трем африканским странам на прошлой неделе госсекретарь Майк Помпео подтвердил, что администрация Трампа рассматривает возможность сокращения вооруженного контингента в Западной Африке.
Российская кампания насторожила американских и европейских чиновников, — они обеспокоены ростом российского влияния в регионах.
Ранее в этом месяце высокопоставленный американский посланник в Сирии заявил, что российские наемники вступают в острые стычки с американскими войсками в Сирии.
Глава Африканского командования США генерал Стивен Таунсенд (Stephen Townsend) недавно предупредил об участии России в регионе, роль которого как источника природных ресурсов постоянно растет.
«Российские частные военные компании оказывают весьма дестабилизирующее влияние в Африке, поскольку их часто используют для обеспечения российских инвестиций за счет африканских интересов, а также для поддержки коррумпированных режимов и расширения российского военного присутствия в мире», — написал он в докладной записке сенатскому комитету по вооруженным силам.
Кремль заявил, что его цель в Африке и на Ближнем Востоке — помощь в борьбе с экстремизмом и развитие региональной экономики. Какую-либо связь с частными военными компаниями он отрицает.
Оказавшись на обочине из-за поддержки свергнутого авторитарного лидера Муаммара Каддафи, Россия всего за несколько месяцев снова стала ведущим игроком. В январе господин Путин провел в Москве переговоры между генералом-отступником и главой международно признанного ливийского правительства, после чего состоялся саммит в Берлине. Однако о прекращении огня стороны пока не договорились.
Вылазка в Ливию может дать России опору в несостоявшемся государстве, которое остается значительным экспортером энергии и основным каналом незаконного оборота людей, наркотиков и оружия в Европу. Европейских чиновников беспокоит нестабильное состояние безопасности в Ливии — отчасти потому, что юг страны слывет не только зоной военных действий, но и рассадником террористов.
В январе глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррелль (Josep Borrell) заявил, что российская интервенция может подорвать попытки заключить сделку между враждующими сторонами в Ливии без применения военной силы.
«Для России Ливия — это ворота в Африку, — заявил министр внутренних дел Ливии Фатхи Башага. — Но это и вход в Южную Европу».
Господин Путин отрицает, что за частными подрядчиками в Ливии стоит российское правительство. «Если там и присутствуют граждане России, — сказал он в январе, — то интересы Москвы они не представляют и финансирование от российского государства не получают».
Однако господин Башага сообщил, что наемники находятся в Ливии с одобрения Кремля, сославшись на встречу, состоявшуюся в Москве между ливийским генералом-перебежчиком, российским министерством обороны и вербовщиком наемников.
Во время холодной войны Советский Союз тратил на военную помощь африканским союзникам миллиарды долларов. Затем крах коммунизма в начале 1990-х спровоцировал масштабное отступление по всей мировой арене.
Сейчас, во времена ослабления российской экономической и военной мощи, Москва пытается влиять на ситуацию через частные охранные компании и предприятия, которые пытаются заручиться доступом к нефти, золоту и алмазам, считают представители европейских служб безопасности, которые следят за ситуацией. Отчитываются эти частные компании непосредственно перед Кремлем, считают специалисты.
Так, российская компания выиграла контракт на добычу золота в Судане, где, как сообщают представители российского министерства иностранных дел и европейских служб безопасности, также проводили учения российские ЧВК.
Длинная рука Москвы
Вот лишь некоторые из африканских стран, где российское правительство или частные компании установили свое присутствие или обсуждают сделки: Судан, Центральноафриканская Республика, Ливия, Мадагаскар, Эритрея, Алжир, Буркина Фасо, Египет, Руанда, Южная Африка, Зимбабве, Ангола.
Тактика Москвы появилась в ходе ее вторжения на восток Украины в 2014 году, где Кремль использовал вооруженные группировки, созданные близким режиму российскими бизнесменами. Компании, принадлежавшие бывшему ресторатору Евгению Пригожину, выиграли многомиллионные контракты на питание и строительство для российских вооруженных сил. По словам представителей европейской безопасности, господин Пригожин создал частную военную компанию «Группа Вагнера».
Кроме того, Пригожин создал и политическую консалтинговую компанию «Агентство интернет-исследований». По словам министерства юстиции [США], именно она стояла за попытками России посеять раздор среди американцев на президентских выборах 2016 года.
Представитель Кремля Дмитрий Песков заверил, что «Группа Вагнера» «не имеет ничего общего с российским государством, правительством России, министерством обороны России, спецслужбами России или Кремлем».
В 2015 году, когда накал боевых действий на Украине ослаб, ЧВК Вагнера повернулась к Сирии. Там российские наемники сражались на стороне президента Башара Асада, и компании господина Пригожина получили нефтегазовые концессии.
Ни компания Пригожина, ни его адвокаты на запросы о комментариях не откликнулись.
Первая крупная вылазка Кремля в Африку с советских времен произошла два года назад в Центральноафриканской Республике, бывшей французской колонии, богатой минералами. Африканские ресурсы давно манят правительства и компании. Кроме того, Африка превратилась в гнездо терроризма и источник миграции.
В конце 2017 года Москва убедила Организацию Объединенных Наций разрешить России взять на себя миссию по подготовке армии Центральноафриканской Республики в борьбе с повстанческими силами и поддержать президента Фостен-Арканж Туадера (Faustin-Archange Touadera), чьи позиции пошатнулись.
Первая группа из нескольких десятков российских наемников прибыла в январе 2018 года на российском военном самолете с ящиками автоматического оружия. По словам видевших их официальных лиц, большинство из них не были российскими военными и не носили ни формы, ни знаков отличия.
Когда ООН одобрила миссию, Москва не уточнила, что пошлет частных подрядчиков, а не солдат, — что удивило чиновников ООН, как сообщают осведомленные люди.
Представитель миссии ООН в стране сказал, что российские силы координируют свои действия с другими, чтобы помочь укрепить ее сектор безопасности.
По словам чиновника европейской безопасности, сейчас в ЦАР насчитывается более 235 российских наемников. Это дает ей больше влияния, чем любой иностранной державе с тех пор, как Франция покинула ЦАР в 1960 году. Командует российскими силами, по всей видимости, Валерий Захаров, отставной сотрудник службы безопасности. Он прибыл за несколько месяцев до наемников и стал главным советником президента Туадера по безопасности.
В одном интервью господин Захаров сообщил, что не является частью официальной миссии ООН и работает на господина Туадера, а не на Москву, и платит ему за это господин Туадера. В ответ на вопрос об отношениях с российским правительством он сказал: «Бывших сотрудников службы безопасности не бывает».
Как заявил представитель Кремля, господин Захаров «ничего общего с российским правительством, нашим посольством или российской разведкой не имеет». По его словам, Россия заинтересована в развитии отношений с Центральноафриканской Республикой.
Прошлым летом на пыльном поле близ столицы Банги русские инструкторы провели учения с участием десятков солдат правительственных армии, вооруженных мачете и винтовками. Стоявший рядом господин Захаров сообщил, что российским силам платят по договоренности с российским министерством обороны. Разглашать дальнейшие подробности он отказался.
Служба безопасности Украины пристально следит за квазичастными российскими военными группировками, сражающимися на востоке страны. По данным СБУ, многие из переброшенных в Африку солдат ранее сражались на Украине за ЧВК Вагнера.
«Это удобная „крыша"», — сказал руководитель аппарата СБУ Игорь Гуськов. Геополитические амбиции России «совпадают с аппетитами» путинского окружения, добавил он.
По словам представителей западных служб безопасности, российские инструкторы выдвинулись примерно на 80% территории Центральноафриканской Республики, вышедшей из-под контроля правительства. После размещения российского контингента правительство президента Туадера заключило с российскими компаниями контракты на добычу полезных ископаемых.
В Ливии участие России позволит ей закрепиться в крупном энергетическом и миграционном узле близ Европы. Ливия — крупный экспортер нефти и природного газа в Европу, но большинство ее запасов (крупнейшие в Африке и девятые по величине в мире) не добываются.
В 2011 году, когда поддерживаемые Западом мятежники свергли и убили ливийского диктатора и российского союзника Каддафи, Путин заявил, что США и их союзники вышли за рамки мандата ООН. Новое ливийское правительство Россию проигнорировало.
Однако с тех пор США Ливию покинули, а Россия вернулась. Премьер-министр Ливии Фаиз ас-Сарадж принял участие в сочинском саммите в Сочи и обсудил вопрос о закупке миллиона тонн российской пшеницы, сообщил ливийский чиновник по безопасности.
Одновременно Москва помогает генералу Халифе Хафтару, который возглавляет повстанческую группировку под названием Ливийская национальная армии. Так, Россия печатает ливийские деньги для повстанческого правительства и приветствует его на своем авианосце, сообщают российские и ливийские чиновники.
Генерал Хафтар, некогда учившийся в СССР командир времен Каддафи, в 2014 году восстал против нового правительства Ливии, объединил разрозненные отряды ополченцев и взял под свой контроль ряд областей на востоке страны. В 2018 году он захватил основные экспортные порты Ливии. В прошлом году он осадил Триполи.
Порты обеспечивают генералу Хафтару контроль над потоками нефти в Европу и служат отправной точкой для нападений на правительственные войска. Повстанцы расширяют контроль над «нефтяным полумесяцем», где сосредоточено 85% запасов Ливии. Долгое время в регионе доминировали американские компании, пока гражданская война не заставила их уйти.
По словам ливийских чиновников в сфере энергетики и безопасности, в середине прошлого года в войска генерала Хафтара через два нефтяных порта прибыли российские наемники для обучения отрядов специального назначения и отработки ударов. Господин Башага, министр внутренних дел, сказал, что это были сотрудники ЧВК Вагнера.
«Тот, кто контролирует территорию, контролирует и нефтяные месторождения», — объяснил Башага, который входит в международно признанное правительство.
В декабре повстанческая администрация генерала Хафтара пригласила группу российских и белорусских бизнесменов в его восточную крепость Бенгази, как явствует из списка прибытия городского аэропорта. Среди посетителей был российский специалист по торговле топливом и менеджеры российской фирмы, специализирующейся на нефтегазовых и горнодобывающих проектах для государственных компаний.
В столице Ливии Триполи, которая по-прежнему находится под контролем правительства, прокуратура прошлым летом арестовала двух российских политконсультантов, утверждая, что те пытались дестабилизировать правительство и поддерживали его противников — в том числе сына Каддафи и генерала Хафтара. По словам людей, близких к ходу расследования, утверждалось, что эти двое связаны с пригожинским «Агентством интернет-исследований».
Кремль отрицает, что российские солдаты действуют в Ливии. Ливийские официальные лица заявили, что частный характер военных операций Москвы позволяет ей отрицать свое присутствие.
«Россия скажет вам, что никакого отношения к Вагнеру не имеет, — сказал министр внутренних дел Ливии Башага. — Они скажут, что это частная военная компания».
В написании статьи участвовала Энн Симмонс (Ann Simmons) из Москвы