«В соответствии с действующим экспортным графиком Транснефть приняла от нескольких нефтяных компаний заявки на март для поставки нефти на белорусские НПЗ. Принятием этих заявок Транснефть подтвердила технические возможности по прокачке нефти. Прокачка сможет начаться после оформления маршрутных поручений», — сообщил Naviny.by пресс-секретарь Транснефти Игорь Демин.
Он не назвал ни поставщиков, ни объемы нефти. По данным же telegram-канала Neftegram, заявки подали компании Роснефть, Татнефть и Русснефть.
В прошлом году Белоруссия импортировала из России почти 18 миллионов тонн нефти. По данным российского издания «Ведомости», основными поставщиками были Роснефть (8,8 миллиона тонн), Лукойл (2,8 миллиона тонн), Сургутнефтегаз (2,6 миллиона тонн), Газпром нефть (1,64 миллиона тонн) и Татнефть (1,15 миллиона тонн). На долю независимых нефтяных компаний пришлось менее 1 миллион тонн.
«Все продвигается к положительному финалу. Наверное, с марта пойдут нужные объемы», — сказал Naviny.by источник в одной из российский нефтяных компаний.
Наличие заявок на поставки нефти может означать скорое подписание коммерческих соглашений между российскими компаниями и белорусскими НПЗ.
«То, что есть заявки на прокачку, говорит о том, что стороны, по крайней мере, близки к подписанию коммерческих соглашений. Полностью кризис разрешится, когда мы увидим конкретные контракты Белнефтехима и российских компаний. Тогда можно будет вздохнуть спокойно и сказать, что торговля продолжается», — сказал в комментарии для Naviny.by ведущий аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
С начала этого года единственным поставщиком российского сырья являются нефтяные компании группы Сафмар бизнесмена Михаила Гуцериева, близкого к Лукашенко. В январе они поставили в Белоруссию 500 тысяч тонн нефти, в феврале планировали поставить еще 450 тысяч тонн. Этих объемов хватает для работы белорусских НПЗ на минимальной загрузке.
По оценкам Игоря Юшкова, если белорусские заводы и российские компании подпишут договоры и с марта поставки пойдут в нормальном режиме, то Белоруссия вполне может получить 18 миллионов тонн по итогам этого года.
Эксперт напомнил, что в прошлом году из-за попадания грязной нефти в нефтепровод «Дружба» тоже больше месяца не было нормальных поставок, но к концу года объемы все равно довели до 18 миллионов тонн. «Поэтому и сейчас все может выравняться за оставшийся период», — отметил ведущий аналитик ФНЭБ.
В декабре Минск и Москва согласовали индикативный баланс, согласно которому в этом году Белоруссия может получить 24 миллиона тонн российской нефти.
Обоюдная выгода
Разрешение нефтяного спора выгодно как белорусской, так и российской стороне, считает Игорь Юшков. По его словам, в Белоруссии назревал топливный дефицит. Об этом свидетельствует тот факт, что Белнефтехим начал отбирать технологическую нефть из нефтепроводов. Если бы заводам хватало поставляемого сырья, то в Белоруссии не пошли бы на такие шаги.
«Дальше этот кризис продолжаться не мог. Он создавал много проблем белорусской экономике. Это и проблемы на внутреннем рынке. Белоруссия близка к топливному дефициту. Это практически отсутствие экспорта нефтепродуктов в начале этого года. Такие катаклизмы в предвыборный год белорусским властям ни к чему. Дальше тянуть некуда», — сказал Игорь Юшков.
В России в разрешении конфликта в первую очередь была заинтересована «Роснефть». Она является основным поставщиком сырья в Белоруссию. Нефтяная компания владеет долей в Мозырском НПЗ. Ей невыгодно, что завод простаивает.
Кроме того, Роснефти принадлежат три НПЗ в Германии. Компания заинтересована в бесперебойном транзите нефти через Белоруссию. «Для них важна нормализация отношений», — подчеркнул ведущий аналитик ФНЭБ.
Неожиданное предложение
На днях, кстати, глава Роснефти Игорь Сечин побывал у Александра Лукашенко. По итогам переговоров он выразил готовности к конструктивной работе с Белоруссией.
После этой встречи Владимир Путин сделал белорусскому коллеге «неожиданное предложение» по развязке нефтяного спора. Со слов Лукашенко, он обещал компенсировать потери от налогового маневра. В Минске их оценивают примерно в 420-430 миллионов долларов в 2020 году.
Кроме того, сообщил Лукашенко, Россия готова сохранить для Белоруссии «финансовый уровень по нефти прошлого года».
Позже в российском Министерстве энергетики пояснили, что Белоруссии предложено ежегодно уменьшать премию к цене нефти на 2 доллара за тонну, что позволит частично компенсировать негативный эффект от налогового маневра.
В 2019 году, по разным оценкам, Белоруссия платила российским компаниям премию в 6-10 долларов за тонну нефти. В этом году премию хотели увеличить до 12-16 долларов.
Игорь Юшков предположил, что в этом году белорусские НПЗ будут платить российским компаниям премию в размере 8 долларов за тонну. В 2024 году, когда завершится налоговый маневр, она обнулится. К тому времени обнулится и экспортная пошлина на нефть. Цены на российское сырье для Белоруссии поднимутся до мирового уровня. Сейчас при поставках в Белоруссию российские компании не платят экспортную пошлину.
В 2019 году, по данным Белстата, средняя цена российской нефти для Белоруссии составила 365,64 доллара за тонну. В этом году, по данным Белнефтехима, из-за налогового маневра цена российской нефти для белорусских НПЗ вырастет на 20 долларов.
В начале января концерн сообщил, что стоимость «дешевой беспошлинной российской нефти» составляет 83% от мировой.