Украина может стать жертвой намечающихся мировых политических сдвигов. По мере того как ведущие европейские державы, такие как Франция и Германия, отдаляются от США, они более или менее открыто продвигают свое сближение с путинской Россией.
Хотя США даже повысили свою экономическую и военную поддержку стране, несмотря на подрывные действия президента Трампа, они не участвуют напрямую в переговорах с Москвой о будущем востока Украины. И никто не может быть уверен в том, что Трамп однажды не решится пойти на «сделку» с вызывающим у него восхищение главой Кремля, предав тем самым интересы Украины.
Для Украины это означает большую опасность превращения в разменную карту для Запада, когда он решит смягчить политику в отношениях с Москвой. Когда в декабре после долгого перерыва вновь состоялся саммит в нормандском формате с участниками из России, Украины, Франции и Германии, с ним связывали большие ожидания по урегулированию на востоке Украины.
К первым шагам, согласованным в Париже, относилась быстрая реализация всеобъемлющего прекращения огня. Однако большой однозначный опыт на Украине, а также в Сирии, должен был научить Запад, что нарушение согласованного прекращения огня для Путина — обычное дело.
После массированных артиллерийских ударов российских оккупационных сил и «сепаратистских» войск поддержки на прошлой неделе на демаркационной линии на границе с нелегальными «народными республиками» в Донбассе, интенсивность которых сопоставима с боевыми действиями 2014 года, иллюзии насчет искренней готовности Кремля вести переговоры испарились. Это еще больше подтвердилось, когда произошли массированные атаки на участке фронта, который с конца прошлого года уже считался демилитаризованным. И небольшие символические успехи, достигнутые в борьбе за окончание боев, одним ударом стали макулатурой.
Но на нападения Еврокомиссия отреагировала стереотипным призывом к России, в полном объеме и оперативно оказать влияние на вооруженные соединения. Тем самым она признала, что местные силы действовали по собственному усмотрению и без одобрения Кремля. При помощи военной инициативы, продолжавшейся всего полдня, Путин дал Западу и неопытному украинскому президенту Владимиру Зеленскому недвусмысленный сигнал о том, что в Донбассе ничего не происходит против его воли. Если ход переговоров не соответствует его намерениям, он может в любой момент вновь привести к эскалации насилия.
Своей тактикой мнимой готовности к переговорам, не отклоняясь ни на шаг от своей цели по постоянному удержанию оккупированных территорий восточной Украины под своим контролем, чтобы оттуда продолжать дестабилизировать всю Украину, Путин углубляет внутренний раскол украинского общества. Президент Украины Зеленский слишком сильно верит мирным заверениям главы Кремля и уже пошел на некоторые уступки.
Дело в том, что от выполнения предвыборного обещания о быстром окончании войны в Донбассе зависит собственная политическая судьба Зеленского. При помощи обмена пленными и договоренности о транзите российского газа через Украину в конце прошлого года ему удалось достичь первых скромных успехов. Но цена была высокой. Так, обмен пленными в декабре был в численном выражении неравным, и чтобы он вообще состоялся, Зеленскому пришлось выполнить требование Путина об освобождении, в том числе, членов подразделения спецназа старого режима, которые участвовали в кровавой бойне на Майдане. И для этого ему пришлось вести переговоры напрямую с незаконными марионеточными правительствами в Донецке и Луганске.
Политическая оппозиция из окружения предшественника Зеленского, Петра Порошенко, и широкие ряды украинского гражданского общества не доверяют Зеленскому. Их подозрения, что своей мирной инициативой Зеленской готовит капитуляцию перед российскими требованиями, недавно нашли в их глазах еще одно подтверждение, когда он назначил Андрея Ермака новым руководителем Офиса президента.
Ермак, близкий друг президента без внешнеполитического опыта, играет ключевую роль в переговорах с Россией. С новым российским представителем по Украине, человеком из близкого окружения Путина Дмитрием Козаком, включенным в санкционный список ЕС, он должен легко найти общий язык. Кроме того, украинские СМИ провели расследование о деловых связях Ермака, который, как и Зеленский, работал в киноиндустрии, с Россией. Впрочем, он все отрицает.
Назначение Ермака вызвало в украинской оппозиции подозрения, что политика Зеленского может получить более пророссийский крен. Так, сейчас обсуждается, чтобы до конца октября в незаконных «народных республиках» прошли выборы. Но без предварительного полного вывода российских войск и разоружения их «сепаратистских» помощников такие «выборы» под стволами оккупационной державы сродни легитимации российской оккупации. Хотя Зеленский официально придерживается курса, что выборы могут состояться только при выполнении выше названных условий, пока что непонятно, как он намерен реализовать их до осени.
Только массивное давление Запада может принудить Путина к тому, чтобы пойти на серьезные уступки по отношению к Украине. Но недавняя циничная демонстрация неугасающей тяги к агрессии со стороны Кремля не удержит французского президента Макрона от продвижения «стратегического диалога» с Москвой для создания противовеса США и не помешает федеральному правительству активизировать свои экономические отношения с Россией, несмотря на продолжающиеся санкции ЕС.
Макрон на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности в начале февраля хотя и не высказался за отмену санкций, но утверждал, что они не показали своей эффективности — и тем самым перенял трактовку Кремля. И федеральный министр экономики ФРГ Петер Альтмайер заявил на прошлой неделе на конференции по немецкой экономике в Берлине, что между Германией и Россией хотя и существуют разногласия, но будет правильным, если мы впервые за несколько лет по большим политическим вопросам снова почувствуем надежду. Он имел в виду, прежде всего, переговоры по урегулированию в Донбассе. Именно в тот момент, когда войска Путина наступали в Донбассе, он заявил, что федеральное правительство в этой связи решительно настроено на расширение экономических отношений с Россией.
Замешательство вызвал и представленный на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности документ, в котором сформулированы «двенадцать шагов по укреплению безопасности Украины». В его разработке участвовали американские и российские эксперты, но ни одного представителя от Украины. Документ, который был подписан в том числе главой Мюнхенской конференции Вольфгангом Ишингером, известным, в общем-то, своей поддержкой украинского вопроса, вызывает опасения, что судьба украинцев будет решаться через их головы. К тому же он подстегивает активные дебаты об «украинской идентичности», в которые должны быть вовлечены соседние страны, такие как Венгрия, Польша и Россия.
Какое значение действительно имеет этот одиозный документ, пока что неизвестно. Но его одобрение может быть расценено как еще одно свидетельство дальнейшего расшатывания оборонного фронта против притязаний Путина на Украину.
Все политические и общественные силы на Западе, которые всерьез говорят о защите либеральной демократии, должны всеми силами противостоять этой тенденции. Они не должны допустить, чтобы Украина оказалась в тени якобы более крупных мировых политических кризисов, и значимость ее борьбы за свободу всей Европы оказалась забытой.