В первый раз с незапамятных времен я готов согласиться с пресс-секретарем Кремля: покушение на чеченского беженца в Варшаве следует назвать польской проблемой.
Тумсо Абдурахманов подвергся нападению в собственной квартире в польской столице. Вооруженный молотком преступник проник туда средь бела дня. Спавшему в тот момент Абдурахманову удалось чудом не только защититься, но и нейтрализовать злоумышленника.
Напугать молотком
На снятом сразу же после нападения любительском видео, которое описывает «Газета выборча», нападавший утверждает, что он не собирался убивать Абдурахманова, а хотел только его «припугнуть» (это, конечно, вызывает вопросы). Представился он Русланом и рассказал, что приехал в Варшаву «на поезде и самолете», а отправил его туда человек по имени Абдурахман, который дал адрес Тумсо. Как это, так и предыдущие угрозы, которые тот получал, указывают на заказчиков: людей из кругов Рамзана Кадырова — руководящего Чечней помазанника Путина.
История получила большой резонанс: о ней начали писать крупные заграничные СМИ, в том числе британский «Гардиан».
Что происходит сейчас с нападавшим, неизвестно, его жертва находится в больнице. Когда Абдурахманов оттуда выйдет, ему следует дать медаль и как минимум разрешение на долгосрочное пребывание, ведь он задержал убийцу, отправленного важнейшими лицами из кремлевских кругов. Благодаря ему в руки польских и европейских спецслужб попал очередной киллер из разряда тех, каких чеченские и российские спецслужбы высылают в европейские города, чтобы заткнуть рты своим критикам с Кавказа.
Убийства в Берлине и Лилле…
В августе прошлого года в Берлине убили Зелимхана Хангошвили — чеченца с грузинским паспортом, который был полевым командиром во время войны с Россией. Его застрелили средь бела дня в центре немецкой столицы. Киллера, бывшего сотрудника спецназа ФСБ, удалось задержать тоже случайно. Свидетели позвонили в полицию, когда увидели, как он старается замести следы, избавляясь от оружия, предметов гардероба и маскировки. Сейчас он находится под арестом, но упорно отказывается давать показания.
В январе этого года в Лилле киллер убил чеченского блогера-оппозиционера Имрана Алиева, который умер от ножевых ранений. Убийца, успевший ранее втереться к нему в доверие, бежал в Россию. Теперь произошло нападение в Варшаве. Помимо национальности и вида деятельности пострадавших, есть еще один фактор, который объединяет по крайней мере два из этих случаев. Убийца Хангошвили накануне нападения провел два дня в польской столице, куда он прибыл из Парижа. Он перемещался по городу и ночевал в гостинице в самом центре, но польские спецслужбы им не заинтересовались.
Чем занимались спецслужбы?
Проправительственный канал «Тэ-фау-пэ Инфо» недавно объяснял (звучало это как рапорт Агентства внутренней безопасности), что «ни его паспорт, ни виза не вызывали подозрений. Подлинными были как паспорт, так и виза, выданная консульством Франции 30 июля и зарегистрированная в шенгенской системе». «Польские спецслужбы не получили от своих партнеров информации, что Соколов может вызывать какие-либо подозрения. По этой причине не было никаких оснований отказывать россиянину во въезде, тем более что он перемещался в рамках шенгенской зоны», — добавлял канал.
Придумано ловко, однако, это отнюдь не джентльменское поведение, ведь польские спецслужбы стараются переложить ответственность на союзников. Кроме того, мы видим передергивание фактов. Никто не говорит, что существовали основания для задержания убийцы на польской границе, вопрос в том, почему Агентство внутренней безопасности не решило осторожно проследить за приехавшим в одиночестве из Парижа россиянином.
Польские спецслужбы могут при помощи электронных устройств практически без ограничений прослушивать каждого, кого захотят. Когда в начале 2016 года партия «Право и справедливость» провела закон, дающий им огромные полномочия в этой области, глава министерства внутренних дел и администрации Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak) заявил, что инициатива направлена на борьбу с терроризмом. Если вспомнить о таких современных системах слежения, как «Пегасус», которыми тоже располагают наши спецслужбы, можно сделать вывод, что они либо не умеют ими пользоваться, либо применяют их в каких-то иных целях. Многие давно предостерегают, что цель состоит в борьбе с оппозицией. Случай с россиянином, пожалуй, подтверждает этот тезис.
Польша — прибежище террористов?
Ни Агентство внутренней безопасности, ни координатор по делам спецслужб Мариуш Каминьский (Mariusz Kamiński) не сообщили общественности, какие шаги они предпринимают, чтобы защитить поляков от свободно рыщущих по нашей стране российских киллеров. Удивительное бессилие демонстрирует комиссия по делам спецслужб. Остается рассчитывать только на то, что депутаты от оппозиции смогут наконец оказать давление на власти. Случай с Тумсо Абдурахмановым должен стать даже не тревожным звоночком, а набатом, заставляющим всех очнуться.
Речь идет не только о том, что наши спецслужбы позволили действовать на территории Польши двум убийцам. Западные спецслужбы, как мы видим, тоже не справляются с практикуемой россиянами чеченцами, вьетнамцами или саудовцами процедурой, которую можно назвать государственным терроризмом. В первую очередь сложно понять и принять то, что наша страна стала безопасным прибежищем для преступников такого рода: они свободно приезжают к нам и устраивают свои акции. Российские спецслужбы, несомненно, хорошо изучили польскую ситуацию. Убийца Хангошвили, по всей видимости, получил оружие в поезде где-то между Варшавой и Берлином, может быть, даже на нашей территории. От кого? Неизвестно.
Он чувствовал себя настолько уверенно, что не только прогуливался по Варшаве накануне операции, но и собирался вернуться туда после убийства. Всего двумя месяцами ранее россияне обвинили жителя Белостока Мариана Радзаевского (Marian Radzajewski) в шпионаже и приговорили его к 14 годам заключения. Это значит, они не боялись даже того, что разозлившиеся поляки решат добыть какой-нибудь «скальп», на который смогут обменять своего гражданина. Координатор по делам спецслужб Каминьский получил сокрушительный удар.
Пора бить тревогу
Человек, напавший на Абдурахманова, знал его адрес и, по всей видимости, привычки, значит, кто-то за ним следил. Знают ли польские спецслужбы что-нибудь об этом?
Сильно сомневаюсь. Именно поэтому пора бить тревогу и не давать правительству (и президенту) спать спокойно. Безопасность поляков оказалась под угрозой. Если сейчас злоумышленники могут сводить у нас счеты со своими соотечественниками, то что будет, если они решат разобраться с украинскими или, например, польскими противниками?
Лишь одно дает хотя бы какие-то основания для оптимизма. Абдурахманов не только выжил, но и предоставил полякам кандидата для возможного обмена на Радзаевского. Именно за это он заслуживает награды вне зависимости от того, смогут ли наши «специалисты» провести такую операцию.
В последние дни я несколько раз пытался связаться с пресс-секретарем координатора по делам спецслужб Станиславом Жариным (Stanisław Żaryn), однако, сделать это мне не удалось.