Белорусский президент — мастер парадоксов. С одной стороны, он сегодня разбил в пух и прах постсоветскую интеграцию, с другой — заявил, что намерен интегрироваться и дальше. Попробуем разобраться, что стоит за каскадом заявлений Александра Лукашенко на встрече в Минске с председателем коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилом Мясниковичем — белорусским же выдвиженцем.
Минск предложит новую стратегию евразийской интеграции
СМИ с удовольствием расхватали на заголовки очередной каскад смачных высказываний Лукашенко. Он заявил, что Белоруссию понуждают к интеграции (легко догадаться кто), что в российских медиа «идет болтовня и различного рода накаты и пропаганда» на белорусскую тему, а в ЕАЭС «мы устроили какую-то канитель и возню, доходящую до мордобоя».
По мнению президента, в ЕАЭС «тех свобод, которые мы когда-то декларировали, сегодня практически нет». Зато есть 14 изъятий, 37 ограничений и 15 барьеров. «Но мы должны на фундаментальных принципах наконец-то начать строительство этого союза, если хотим его построить. Если нет, не надо пудрить друг другу мозги, — каждый будет искать свое направление развития и думать, где ему быть», — эмоционально заявил белорусский руководитель.
Вместе с тем, он продемонстрировал конструктивный дух и сообщил, что в мае в Минске предполагается принять стратегию развития евразийской интеграции до 2025 года. При этом «мы должны предложить серьезный вариант этой стратегии. Без всяких там оговорок и так далее». Надо понимать, что Лукашенко обращался к Мясниковичу как к своему человеку, пусть и на интеграционном посту.
Белорусский руководитель затевает ответный маневр
Какие задачи хочет решить Минск продвижением этой стратегии, форсированием процессов в ЕАЭС? Лукашенко таким образом делает маневр в ответ на маневр России с «углублением интеграции», считает Валерия Костюгова, редактор сайта экспертного сообщества «Наше мнение» (Минск). «Если Россия, чтобы выполнить свои обязательства в рамках ЕАЭС, решила подключить Союзное государство и выставила условием „углубленную интеграцию", то у Лукашенко, совершенно понятно — обратный ход», — заявила Костюгова в комментарии для Naviny.by.
По ее мнению, Минск хочет использовать председательство в ЕАЭС, чтобы продвинуться с созданием общих рынков энергоресурсов, которые были обещаны к 2025 году. Однако у эксперта нет уверенности, что обещания будут выполнены. Это возможно лишь в том случае, если на внутреннем рынке России будут такие же правила, такие же цены, как на региональных рынках, подчеркивает собеседница. То есть «если налоговый маневр завершится, если российские покупатели будут приобретать нефть по мировым ценам, газ тоже вырастет до равнодоходной цены, тогда и у Белоруссии появится равный доступ к этим рынкам».
Но уже сегодня видно, что российские предприятия не справляются с налоговым маневром, правительство вынуждено, одной рукой забирая у них деньги за счет налога на добычу полезных ископаемых, другой рукой возвращать через демпфирующие акцизы, отмечает эксперт.
Надавить Москве на психику
Легко догадаться, что Москва не горит желанием распространить подобную щедрость и на партнеров по евразийской интеграции. Неужели Лукашенко столь наивен, что верит в бескорыстную, «на классических принципах» (так он сегодня выразился) интеграцию под эгидой Москвы, отягощенной (как можно заключить из тех же заявлений белорусского президента) имперским менталитетом?
По мнению Костюговой, белорусский руководитель рассчитывает на те же приемы, что давали эффект раньше, — «это мелкий шантаж, создание каких-то трудностей с транзитом, декларативные угрозы подрыва постсоветских объединений» и т.п. Однако эти методы работают все хуже, полагает эксперт. Россия уменьшает зависимость от Белоруссии, в частности за счет того, что активно строит в последнее десятилетие свою товарную инфраструктуру — трубопроводы, дороги, порты и пр. И это процесс продолжается. К тому же «тот факт, что Россия готова все меньше платить за союзничество, просто экономит на этом деньги, говорит о том, что оно для нее все менее важно», подчеркнула Костюгова.
Сработают ли завуалированные угрозы Кремлю?
В свою очередь, Валерий Карбалевич эксперт аналитического центра «Стратегия» (Минск), отметил в комментарии для Naviny.by, что белорусское руководство «не первый раз использует ЕАЭС для шантажа, давления на Россию», чтобы решить вопросы двусторонних отношений. Аналитик обращает внимание на то, что сегодня Лукашенко подчеркнул возможность использовать право вето в рамках ЕАЭС и даже намекнул на вероятность выхода из этого объединения.
Суть стратегии углубления евразийской интеграции, которую хочет предложить Минск, по мнению собеседника Naviny.by, такова: в новых документах связать Россию дополнительными обязательствами, чтобы она «не могла открутиться, не соскочила» и к 2025 году произошел переход, как договорено, к общим ценам на энергоресурсы.
Правда, как считает эксперт, это вряд ли сработает, но «попортить нервы» Москве вполне реально. Россия вряд ли пойдет на уступки — по той причине, что для нее теперь «Евразийский союз не так уж важен», полагает Карбалевич.
Вряд ли Россия широко раскроет закрома
Итак, понятно, что самые болезненные для белорусской стороны интеграционные вопросы связаны с ценами на энергоресурсы. В двустороннем формате, как выяснилось, с Москвой каши не сваришь. И в Минске, видимо, думают: может, больше повезет в формате пятерки? Заодно ставка на новую стратегию евразийской интеграции может стать способом элегантно уйти от выполнения явно дискомфортных для Минска дорожных карт «углубления интеграции» в рамках Союзного государства.
Остается, однако, открытым вопрос, действительно ли Москва понуждением к интеграции, о котором уже без обиняков стал говорить Лукашенко, рассчитывает лишь уменьшить траты на союзника. Ряд белорусских независимых экспертов придерживаются мнения, что сверхзадача Кремля — усилить привязку Белоруссии, не дать ей тихо дрейфовать в другую сторону. Если это так, то от дорожных карт отбояриться будет очень трудно.
Но в любом случае проблематично напугать Москву настолько, чтобы она шире раскрыла закрома. Для этого у белорусского руководства маловато козырей. Однако оно никак не может смириться с проигрышем в нервном многолетнем интеграционном матче с Кремлем. Так что нас ждут новые схватки между заклятыми союзниками — как в формате двойки, так и в формате ЕАЭС.