Каждый год 3 марта мы вспоминаем о болгарском ополчении, которое благодаря своему невероятному героизму и мученическому подвигу одержала исключительно важную стратегическую победу в ходе русско-турецкой освободительной войны.
Устремив свой гордый взгляд в прошлое, болгарские мужчины и женщины идут по дороге к Шипке, чтобы отдать дань уважения жертвенности повстанцев. Возлагаются торжественные венки от имени политических деятелей, представляющих Болгарию всему миру.
Когда возлагались цветы от имени премьер-министра Бойко Борисова, по Шипке пронеслись громкие освистывания со стороны присутствующих болгар. Несколько раз слышались призывы «Отставка!» и возгласы «Мафия!». Никакие социологические исследования не могут прикрыть вынесенный болгарским народом своеобразный приговор. Он был вынесен не только премьер-министру, но и всему болгарскому политическому классу, который явно не защищает интересы своей нации.
Я чувствую себя обязанным спросить вас — вы чувствуете себя свободными? В наши дни вопрос «от чего мы избавились 141 год назад?» кажется опасным. От турецкого рабства? Нет, так говорить неуместно, считают новоиспеченные историки — мы обидим турецких «партнеров». Османское присутствие? Здесь закипает кровь и у спокойных болгар — слишком уж нагло брали с болгарских детей налог кровью, превращая болгарских детей в янычаров, они просто «присутствовали» на нашей территории. Мы проглатываем «османское иго», чтобы все были довольны. Вы же знаете, Бойко не нравится, когда кто-то не доволен.
Я опять возвращаюсь к премьер-министру, потому что он главный представитель сегодняшней политической власти, и было бы неуважительно упомянуть его всего парой фраз. В своем обращении к народу всеми признанный «король дорог» так и не дал понять, от чего и кого мы освободили 141 год назад. Однако он не упустил возможности указать на «этническую толерантность», которой мы наслаждаемся, и на «уважение наших внешнеполитических партнеров». Это обращение премьер-министра стало хорошим примером его управления в целом. Испуганное, сухое, похожее на жалкую попытку всем угодить. Конечно, от него не стоит ожидать популистских выбросов в духе болгарского возрождения, как и от его меньшего «партнера», министра обороны Красимира Каракачанова, чей рейтинг неуклонно падает.
Но давайте посмотрим правде в глаза. В Болгарии есть американские базы, за которые США не платят арендную плату, и на их территории действуют законы наших атлантических партнеров. Недавно Болгария согласилась на сделку по покупке американских военных самолетов, фактически дав «пустой чек», в который будет вписана неясная для нас сумма за еще не произведенные истребители. Не секрет, что болгарская политика создается больше в посольстве США, а не в болгарском парламенте. Болгарские политики с энтузиазмом принимают нацеливание ракет с болгарской территории против России и окончательно превращают нас в удобного «посредника», которому непосредственно угрожают военным конфликтом.
В то же время, Болгария, кажется, напрямую подчинена каждой прихоти любого чиновника из Европейского союза. Находясь в условиях полной экономической зависимости от представлений ЕС, мы лишены возможности проводить независимую и суверенную политику. Сам ЕС структурирован таким образом, что на практике все важные решения в нем принимают крупные страны-участницы, независимо от мнений и интересов более мелких государств.
Что касается энергетики, Болгария остается в прямой зависимости от России. Помещение в контекст крайне русофобского современного дискурса на болгарской политической сцене создает предпосылки для неприятностей.
Поэтому я снова задаю вам неприятные вопросы. Является ли Болгария свободным и суверенным государством? Это независимая и единая страна? А какое будущее у болгар в Болгарии? Есть ли действительно этническая толерантность или мы строим дом на песке?
Правда в том, что будущее Болгарии не будет решаться ни в Вашингтоне, ни в Москве, ни в Брюсселе. Это будет зависеть от выбора, который мы делаем. Останемся ли мы или уйдем, будем мы послушными или свободными, будем ли мы готовы сражаться за нашу страну как ополченцы Шипки или предпочтем жить как довольные свиньи, обслуживая иностранных хозяев, преданных потребительским инстинктам.