Европейский суд по правам человека окончательно признал, что украинский закон «Об очищении власти» или закон о люстрации противоречит правам человека. Главная претензия ЕСПЧ заключалась в том, что нельзя всех чиновников времен Януковича «косить под одну гребенку», увольняя всех подряд.
Закон не установил точные критерии, по которым определялось, должен ли быть люстрирован тот или иной человек. Всегда требуется индивидуальный подход, иначе можно объявить преступниками всех. Мы предварительно должны разобраться: то ли каждый конкретный чиновник времен Януковича нарушал права человека, то ли просто выполнял определенный объем государственных функций, а не содействовал диктатуре и преступному режиму. Если человек не работал на режим, то его нельзя подвергать люстрации.
Естественно, оценивая такой закон, европейцы расценили люстрацию по-украински как «охоту на ведьм».
Украине не нужно было выдумывать ничего, а просто изучить законы о люстрации, существующие в Чехии, Словакии, странах Балтии и Болгарии. Ведь большинство посткоммунистических стран приняли подобные законы, и у них проблем не возникало: претензий к этим законам не было, и эти государства без вопросов вступили с ними в Евросоюз.
У нас же решили создавать закон сами. Вот только все, что пишется на Украине, пишется в интересах господствующего клана — Кучмы, Ющенко, Януковича, Порошенко. А это означает попрание прав и возможность обжалования документа, который попирает права членов социума, не входящих в клан.
Кроме того, в кланах всегда есть «лазутчики», закладывающие в важные документы «мины замедленного действия». Закон о люстрации писали впопыхах при Порошенко, и в группе писавших были представители «вражеской группы», которые добились включения в закон норм, противоречащих европейскому законодательству по правам человека.
Плюс ко всему на Украине настолько низкий уровень компетенции и настолько высокий уровень продажности, что все, что ни делается, делается не так, как надо.
В сложившейся ситуации Украине нужно привести закон об очищении власти в соответствие с европейскими требованиями. Иначе это [похоже на] поведение Путина, который, когда Россия проиграла в международном суде и должна была выплачивать миллиарды долларов, заявил о приоритете законодательства РФ над международным. Однако, если конституционный суд признает закон или отдельные его нормы противоречащими конституции, будет создана неприятная коллизия: что делать с госслужащими, которые попали под действие закона незаконно? Они будут иметь право на сатисфакцию, потому что им был нанесен моральный и другой ущерб. Их придется восстановить на их постах и выплатить им большую компенсацию. А кто и откуда возьмет деньги на выплату этой компенсации? Те, кто пострадал от люстрационного закона, должны подавать в суд на его авторов. Если их иски не будут удовлетворены в украинских судах, тогда им придется обращаться в ЕСПЧ.
Однако многие чиновники времен Януковича не могут быть восстановлены на своих должностях по простой причине — уже нет тех постов, которые они занимали, и нет тех структур, в которых они работали, так как состоялась структурная реорганизация. То есть практически восстановить их на этих должностях невозможно.
Чтобы госслужащие времен Януковича стали министрами, за них должен проголосовать парламент. Так что тут все зависит от Рады. А вот что касается должностей заместителей министров, начальников департаментов и других, то да, люди, работавшие при президенте-беглеце, теперь смогут участвовать в конкурсах и пытаться пробиться на эти посты, так как над ними не будет тяготеть «камень» люстрации. Это неизбежно. Я думаю, нас ждет мощнейшая экспансия госслужащих, работавших при Януковиче. Они активно будут прорываться на посты в регионах, в областях, возможно — опираясь на врага, на Россию. На уровне областей и больших городов это проявится в наибольшей мере. При этом надо признать, что региональные чиновники времен Януковича были хорошо подготовленными людьми, и они очень конкурентоспособны по сравнению с нынешними детьми из песочницы.