Мой приятель из Киргизии хочет переехать в какую-нибудь страну Евросоюза. На первом месте из вариантов, которые он рассматривает — Швеция и Финляндия.
Многие его соотечественники поступают так же. Они едут в Швецию и подают прошение о предоставлении убежища, хотя хорошо знают, что не получат его. В ожидании предоставления убежища они где-нибудь незаконно работают — например, на стройке.
Однажды в Бишкеке я познакомилась с одним молодым мужчиной, который так и поступил. В итоге он был вынужден вернуться на родину, но, похоже, это не очень его расстроило.
На ожидание решения о предоставлении убежища ушло два года. За это время он успел заработать на стройке гораздо больше, чем смог бы в Киргизии.
Он даже планировал как-нибудь вернуться в Швецию и повторить этот трюк. Мужчина относился к политике предоставления убежища очень прагматично: надо пользоваться всем, чем можно.
Я предупредила своего приятеля, что такой подход никуда не ведет. Если ты действительно хочешь перебраться в Европу в поисках лучшей жизни, стоит получить образование в такой сфере, специалистов которой сейчас не хватает. Например, медицинские работники нужны по всей Европе.
Этот совет ему понравился. Он даже решил узнать, как можно выучиться на медицинского работника в какой-нибудь стране Евросоюза.
Через пару недель он мне сказал: медицинский работник — это, конечно, очень хорошая профессия, но я хочу еще поучиться в университете. Чтобы был диплом о высшем образовании.
Мой приятель не знал, что конкретно он хотел бы изучать. Я сказала ему, что в Финляндии полно людей с дипломом о высшем образовании, которые не могут найти работу по своему профилю.
Академиков на Западе достаточно. Не хватает специалистов и рабочих рук. Для выхода на рынок труда необходимы профессиональные навыки.
В Финляндии нередко можно услышать истории об иностранцах с высшим образованием, которые вынуждены водить такси. Это явление объясняют тем, что наш рынок труда работает не так, как должен. Это, в свою очередь, основывается на предположении, что высшее образование автоматически считается ценным — независимо от того, о какой специальности и каком учебном заведении идет речь.
У многих жителей стран СНГ есть юридическое образование. Они работают водителями такси, администраторами в отелях и продавцами.
Это связано с тем, что вузы готовят слишком много юристов. Многие получают довольно слабое образование. Образование юриста можно получить удаленно, а диплом при желании можно просто купить.
К сожалению, нужно признать: высшее образование, полученное в бедной коррумпированной стране, не соответствует финскому уровню. И даже если бы соответствовало, нет никаких гарантий, что эти специалисты понадобятся Финляндии.
Мнение о том, что диплом о высшем образовании — это билет в светлое будущее, появилось в послевоенное время.
С тех пор общество кардинально изменилось, но, похоже, многие так еще и не приняли эту реальность.
Не удивляет, что иностранец-слесарь быстро находит в Финляндии работу, а юрист — нет.
На заводе профессионализм и опыт важнее хорошего знания языка. Юристу же нужно блестящее владение языком — в противном случае в этой сфере за границей ему делать нечего.
Сейчас финские университеты пытаются привлечь иностранных студентов, предлагая им учебные программы на английском языке.
В итоге мы даем образование людям, которые не могут остаться после учебы в Финляндии, потому что не учат язык страны и не могут получить работу. Можно ли это назвать разумным использованием ресурсов?
Многие считают, что нужно ослабить требования к уровню языка, чтобы иностранцам было легче найти работу.
Конечно, есть такие сферы, где хорошо знать финский (или шведский) необязательно. Однако на каком-то этапе язык все же нужно выучить, если вы хотите успешно жить в стране. Чем быстрее это произойдет, тем лучше.
В будущем Финляндия не справится без иностранной рабочей силы. Приезжих много, и поэтому финнам стоит честно сказать, какая рабочая сила им нужна, и какие навыки им требуются от приезжих.