13 февраля в Москве прошло заседание рабочей группы по поправкам в Конституцию России. В статье из газеты «Нихон кэйдзай» от 14 февраля говорилось о том, что 13 февраля президент России Владимир Путин поддержал предложение включить в проект Конституции запрет на отчуждение территорий, сделанное рабочей группой, состоящей из видных деятелей. Если эти поправки будут внесены, существует возможность, что это намного осложнит урегулирование такого насущного вопроса японо-российских отношений, как проблема «северных территорий». 15 января в ходе послания Федеральному собранию президент Путин предложил внести такие поправки, как усиление прав Государственной Думы и другие. Во время выступления он не коснулся темы запрета на отчуждение территорий. По информации российских СМИ, зафиксировать этот запрет предложил один из членов рабочей группы, известный актер, во время встречи с российским лидером 13 февраля. Этот актер на заседании заявил, что, по мнению некоторых иностранных политологов, после отставки Путина, например, может появиться вероятность потери Курил, кто-то потребует вернуть Крым, и дело даже может дойти до Калининграда. В данном контексте Курилы значит «северные территории». Комментируя это, президент Путин отметил, что сама идея ему нравится. Он предложил передать ее юристам, чтобы они могли «сформулировать это должным образом». Сообщается, что глава России в целом поддержал мысль включить в Конституцию запрет на отчуждение территорий. В связи с истечением срока полномочий в 2024 году Путин планирует покинуть пост президента. Предполагается, что предложенное им усиление прав Госдумы — это закладка фундамента для изменения структуры власти, чтобы сохранить ее в своих руках и после отставки.
В России обсуждаются различные поправки в Конституцию, предложенные президентом. После обсуждения в парламенте в апреле они будут вынесены на референдум. Если запрет на отчуждение территорий пройдет обе палаты, то велика вероятность, что Конституция будет изменена соответствующим образом. Автор статьи пишет: «Если эти поправки будут внесены, существует вероятность, что это намного осложнит урегулирование такого насущного вопроса японо-российских отношений, как проблема „северных территорий", но к этому вопросу он подходит неправильно. Дело в том, что в соответствии с 80 статьей 2 пунктом действующей Конституции России, принятой в 1993 году, „В установленном Конституцией Российской Федерации порядке президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти".
Безусловно, это означает запрет на отчуждение территорий. Следовательно, даже если в Конституцию будет внесено дополнение о запрете на отчуждение территорий, ничего не изменится. Это никак не отразится на переговорах по „северным территориям"».
Не только «Нихон кэйдзай», но и газета «Асахи симбун» выразила аналогичное мнение: «Россия утверждает, что Южные Курилы принадлежат ей по праву, и если такая поправка будет внесена, это осложнит дальнейшие японо-российские переговоры».
Так или иначе, японские журналисты, пишущие о России, не изучили внимательно российскую Конституцию, поэтому они превращают в предмет спора то, что таковым не является.
Хочу в очередной раз напомнить о текущей ситуации вокруг переговоров по «северным территориям». В ходе встречи в верхах в Сингапуре 14 ноября 2018 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин достигли соглашения ускорить переговоры по мирному договору на основе Советско-японской декларации 1956 года.
В этой декларации зафиксировано, что после подписания мирного соглашения СССР передаст Японии острова Хабомаи и Шикотан. Россия — это преемник СССР, поэтому на ней лежит ответственность выполнения международных прав и обязанностей Советского Союза.
Договоры должны соблюдаться — это основной принцип международного права, поэтому, если мирный договор будет подписан, Хабомаи и Шикотан отойдут Японии. Кстати, некоторые отмечают, что слово «передача» не включает суверенитет, однако это необоснованная логика.
Россия утверждает, что по Ялтинскому соглашению, подписанному 11 февраля 1945 года, Курилы стали советскими на основе международного права. В нем прописано, что Курилы передаются от Японии СССР.
Если Россия заявит, что передача не подразумевает переход суверенитета, это будет означать, что суверенитет на Курилы не перешел от Японии России. Кремль окажется в затруднительном положении. Учитывая детали переговоров по Совместной декларации, очевидно, что понятие «передача» включает суверенитет. Я думаю, правительству Японии следует раскрыть соответствующие дипломатические документы, чтобы углубить понимание японского народа.
На мой взгляд, есть два способа урегулировать эту проблему так, чтобы передача Хабомаи и Шикотана не противоречила российской Конституции.
Первый способ: подтвердить, что в Ялтинском соглашении от февраля 1945 года была зафиксирована передача японских островов СССР, а в соответствии с Сан-Францисским мирным договором, Курилы, от которых отказалась Япония, не включают Хабомаи и Шикотан. Передача Россией Японии Хабомаи и Шикотан — это не отчуждение территорий, а результат демаркации границ, поэтому это не будет противоречить Конституции России.
Второй способ: поскольку Советско-японская декларация — это международное соглашение, подписанное задолго до утверждения российской Конституции, на нее не должны распространяться положения Основного закона России.
Оба этих способа позволяют вернуть Японии два острова: Шикотан и Хабомаи. Между тем если учитывать реакцию общественного мнения в России, то первый вариант передачи Японии двух островов на основе демаркации границ представляется более реальным: встречный ветер, с которым придется столкнуться президенту Путину, будет не таким сильным.
Так или иначе, вопрос толкования российской Конституции — это внутренняя проблема России, поэтому если Япония будет давать официальные комментарии, это будет сродни вмешательству во внутреннюю политику, что неуместно. Японии достаточно требовать, чтобы Россия вернула Хабомаи и Шикотан на основе Советско-японской декларации.
Администрация Абэ последовательно проводит подготовку территориальных переговоров. В связи с этим особую важность представляла встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его японского коллеги Тосимицу Мотэги, прошедшая вечером 15 февраля в Мюнхене. В ходе встречи Мотэги заявил, что сотрудничество России и Японии уверенно развивается. Он также добавил: «Я хочу продолжить обсуждение двухсторонних проблем, включая вопрос подписания мирного договора, чтобы этот год стал плодотворным». После встречи японский министр пояснил журналистам: «Сейчас другая фаза. Борьба принципов закончилась. Мы на этапе конструктивного общения. Я хочу осуществлять совместную работу по устранению принципиальных разногласий и развивать переговоры».
У меня предчувствие, что в ближайшее время Россия и Япония начнут переговоры по мирному договору.
Масару Сато — писатель и бывший дипломат. Родился в 1960 году. В 1985 году окончил отделение теологии аспирантуры Университета Досися и поступил в МИД. Лауреат премии в области научно-популярной литературы за книгу «Саморазрушающаяся империя».