Перестройка в значительной степени основывается на отрицании сталинского периода. Российское и советское общество уже пережили это или пытаются каким-то образом пережить эту травму. Однако Запад подстрекает просталинские настроения. Так утверждает историк, преподаватель, специалист по Советскому Союзу и координатор Евразийского центра «Via Evrazia» доцент Александр Сивилов.
«Это очень долгий процесс для России и Советского союза. Что-то подобное началось еще в 1955-56 годах. Россия уже прошла через свой катарсис, чтобы понять проблемы, которые принесла эта система управления. Но здесь мы также сталкиваемся и с непрерывной атакой со стороны западного общества, державшегося в стороне от всего происходящего с 1955 года сначала в Советском союзе, а затем в России. Русские знают о проблемах, которые им принес Сталин, и когда им об этом напоминают извне, в России начинают усиливаться просталинские тенденции. Это очень странный общественный процесс, но он четко прослеживается в последние годы» — прокомментировал Сивилов в программе «Хоризонт до обед».
Доцент Александр Сивилов считает, что история как политический инструмент используется очень неумело, и скорее вызывает негативные последствия в отношениях между Европой и Россией.
На сегодняшний день 35 лет назад российский лидер Михаил Горбачев стал генеральным секретарем, а затем начал перестройку. Что осталось от перестройки 35 лет спустя?
«Первоначальной концепцией перестройки было реформирование социализма. Если говорить об этой реформе социализма, от нее ничего не осталось. Мы наблюдаем полное изменение общества. Прямо сейчас то, что есть в России, не имеет ничего общего с Советским Союзом» — говорит Сивилов.
Какова цель обсуждаемых изменений в российской конституции? Историк считает, что, по-видимому, Путин хочет сохранять контроль, но в то же время оставаться на заднем плане.
«То есть тут, скорее всего, идет речь о его влиянии на уровне парламента. Идея состояла в том, чтобы отобрать у президента большую часть прерогатив. Однако Россия останется президентской республикой».
По словам эксперта, после внедрения сегодняшней модели в модель президентской республики, принятой Борисом Ельциным в 1993 году, серьезных изменений в российской конституции не произошло. «Таким образом, модель, по которой Путин руководил до сих пор, на самом деле не была создана лично им».
Статус России в международном праве по сей день является правопреемником уже несуществующего Советского Союза, считает Александр Сивилов.
«Это государство, наследующее самую серьезную часть позитивов и негативов, оставшихся от СССР. Они наследуют способность контролировать все ядерное вооружение Советского Союза, что является огромным рычагом для внешней политики. С другой стороны, они наследуют большую часть внешнего долга СССР и вынуждены его выплачивать. То есть с этой точки зрения в международных отношениях не будет очень серьезных изменений в результате этих конституционных изменений. Пока что это не закреплено в российской конституции, но де-факто это так. Это записывается скорее для того, чтобы представить новый взгляд на историю и формирование новых национальных идей России».
По словам Сивилова, это чисто внутриполитический акт. «Предпринята попытка не отвергать весь этот слой общества, ностальгирующий по Советскому Союзу. Привлечь на правящую сторону крупнейшую оппозиционную партию и оппозиционные массы, которые являются коммунистами».
«Я бы не сказал, что они будут добиваться серьезного изменения своих взглядов в политическом плане. Россия не сможет допустить, по крайней мере, нынешний статус-кво не позволит коммунистической партии или людям с более радикальными идеями захватить власть. Большая часть современной национальной идентичности русских основана на событиях, которые являются частью советской эпохи — таких как, например, победа во Второй мировой войне. Это ключевой момент самосознания россиян. Вот почему они так чувствительны, когда сегодня дело доходит до пересмотра истории» — добавил историк.
Современный российский статус-кво пытается использовать только часть элементов Советского Союза — то, что связано с государственным управлением и что работает на них для консолидации общества, говорит Александр Сивилов. «Коммунизм они отрицают и стремятся идти против него. Очень интересная эклектика получается».
Есть ли попытка реабилитации сильной руки сталинских времен?
«Мы не можем говорить о полном стремлении к реабилитации Сталина. В коммунистической партии есть очень сильные элементы в части исторических кругов, в части общества. Вызывает беспокойство то, что в обществе чрезвычайно сильная поддержка Сталина. Недавние исследования показывают, что почти 60% людей считают Сталина одним из сильнейших и лучших лидеров России в целом. Они рассматривают его как лидера России — это интересный момент. Мы можем видеть такие элементы, но на официальном уровне мы никоим образом не можем говорить о реабилитации сталинизма».