Ближний Восток десятилетиями приковывает мировое внимание, в последние несколько лет в особом фокусе — Иран, Сирия, Египет, Ирак и Ливия. Однако, что бы ни писали о ситуации на Ближнем Востоке, неизменной частью уравнения всегда является Россия. С одной стороны, Россия присутствует в Сирии, в то же время у ряда стран Восточного Средиземноморья, и прежде всего у Израиля, собственные отношения с Россией, причем никак не связанные с сирийской гражданской войной. Было бы преувеличением считать, что Россия связана с регионом лишь посредством участия в войне в Сирии, поскольку она поддерживает отношения со многими странами, например, с Кипром и Израилем.
У отношений Москвы и Тель-Авива (а также у ее отношений с Дамаском) давняя история, восходящая еще к советской эпохе. Советский Союз был одним из первых государств, признавших образование Израиля, проголосовавших за это в Совбезе ООН в 1967 году (СССР признал образование Израиля в 1948 году — прим. редакции ИноСМИ). Особенно стремительно отношения двух стран стали развиваться после окончания холодной войны. Также это было время активной иммиграции в Израиль евреев из Советского Союза.
В периоды эскалации напряженности Москва пыталась выступать посредником между Сирией и Израилем, оказывая покровительство Дамаску в 1970-е годы, и, несмотря на неспособность примирить страны, продолжала поддержать тесные связи с Тель-Авивом. С того момента, как в 2011 году вспыхнула гражданская война в Сирии, Израиль неоднократно выражал Москве обеспокоенность по поводу безопасности собственных границ. Главным предметом озабоченности была возможность Ирана, еще одного союзника России, свободно перемещаться по территории Сирии.
Именно поэтому Израиль периодически совершал ракетные удары и авиаудары со своей территории по иранским силам в Сирии. Обеспокоенность Израиля по поводу иранского присутствия в Сирии также подтолкнула страну к усилению контактов с Россией. Еще одним направлением политики Израиля, касающимся обеспечения пограничной безопасности, стали попытки поддержки американских интересов в регионе, наибольшую выгоду обеспечивающих России и создавшимися в результате политики администрации бывшего президента США Барака Обамы по выводу американских войск с территории Ближнего Востока.
Нынешний президент США Дональд Трамп, несмотря на отказ от большинства программ администрации Обамы, продолжает выводить американские войска как из Сирии, так и из региона в целом. Это обстоятельство подталкивает Израиль на еще большее сближение с Россией. Размещение российских зенитно-ракетных комплексов С-300, а затем и С-400, произведенное в рамках ближневосточного сотрудничества Москвы и Дамаска, лишь способствовало еще большему нарастанию обеспокоенности Израиля, поскольку система С-400, намного более продвинутая и с большим радиусом поражения, представляет еще большую опасность для Израиля. Несмотря на два основных повода для беспокойства Израиля на протяжении сирийской гражданской войной — иранское присутствие и развертывание ЗРС С-400 в Сирии, Тель-Авиву и Москве удалось сохранить свои дипломатические отношения на высшем уровне.
Уравнение со средиземноморским газом
Россия сумела сохранить теплые отношения с Грецией и Кипром еще с периода холодной войны, отчасти ввиду выгодного географического положения Кипра. Нерешенность вопроса с объединением греческой и турецкой части разделенного острова также выгодна России. К тому же, в связи с отсутствием у мировой общественности определенного мнения по этому вопросу, любые действия со стороны НАТО в данном случае невозможны. Эта ситуация, как и продолжающаяся гражданская война в Сирии, играет на руку России.
Израиль в Восточном Средиземноморье стремится поддерживать добрососедские отношения с Грецией и Кипром. Это, однако, создает проблему для России, так как Израиль вполне может обеспечить потребность страны в природном газе закупками у Кипра. Целью нового законопроекта о безопасности и энергетическом партнерстве в Восточном Средиземноморье 2019 года, который Конгрессу США еще предстоит одобрить, является продвижение сотрудничества между Израилем, Кипром и Грецией. Одним из положений данного закона является ограничение доступа России к портам Пафос и Лимасол на Кипре.
Власти страны, однако, отклонили предложение США и отказались закрыть свои порты для российских кораблей. За этим последовало заявление российского министра иностранных дел: «Хотя этот законопроект и был подготовлен с целью развития сотрудничества между Кипром и США, он содержит положения, напрямую направленные на подрыв российско-кипрского сотрудничества. Россия всегда строго придерживалась принципа невмешательства в отношения между другими странами. Мы верим, что никто не обладает правом вмешиваться в конструктивный диалог, ведущийся между нами и Кипром на протяжении многих лет».
Конгрессом США в этот законопроект также был включен ряд ограничений для турецких властей в отношении систем противоракетной обороны С-400, покупку которых Анкара согласовала с Москвой. Несмотря на это, Турция все же не вышла из сделки. Реакция Кипра и Турции на американский законопроект показывает, что на данный момент Россия обладает большим влиянием в Восточном Средиземноморье. Присутствие России в регионе является взаимовыгодным. Москву не смущает, что Израиль, с которым у России тесные связи, является близким союзником США. Россия иначе определяет своих союзников. Статус Турции как члена Североатлантического альянса также не препятствует продаже Россией Анкаре систем С-400. Россия не считает свои отношения с Грецией и Кипром ограниченными какими-то рамками несмотря на то, что обе страны являются членами ЕС.
Американская же политика в регионе является прямо противоположной российской. Покупка С-400 является выгодной сделкой на фоне многочисленных запросов Анкары на поставки американских систем «Патриот» для обеспечения безопасности турецких границ. Этот процесс показателен в плане того, как США изменяет политике традиционного американского империализма. Вашингтон уже не считает необходимым скрывать, что даже в вопросах снабжения и помощи союзникам американцами движет жадность. В противном случае США готовы использовать Конгресс, чтобы наложить санкции на страну, не последовавшую американским указаниям. Однако в современном мире тесной взаимосвязанности стран такой подход эффективным быть не может.