Чтобы понять нынешнюю внешнюю политику и политику в сфере национальной безопасности Российской Федерации, нужно обратить особое внимание на 1990-е и последующие годы. Оценка событий, происходивших в Центральной и Восточной Европе после распада Советского Союза, и последствий неолиберального мирового порядка для Москвы проливает свет на сегодняшние российские стратегии. Процесс распада Югославии, роль, сыгранная НАТО в Боснийской и Косовской войнах, а также усилия НАТО и Европейского союза (ЕС) по расширению можно рассматривать с точки зрения русских как важные шаги, которым необходимо противостоять. Кроме того, азиатский экономический кризис 1997 года, его последствия для России, экономический кризис 1998 года в РФ и война в Чечне составляют основу шагов, которые российское руководство предпринимает сегодня.
В этой связи известно, что Россия выступает против расширения НАТО и ЕС и при необходимости делает ходы (включая использование военной силы), чтобы сдержать распространение западной зоны влияния на свое ближнее зарубежье. Можно сказать, что Россия и дальше намерена предпринимать похожие шаги и ведет подготовку в этом направлении.
Предложение, транспортировка нефти и контроль цен
Россия, изрядно пострадавшая от экономического кризиса 1998 года, потеряла уверенность в себе. Семьи, отдававшие своих детей на усыновление за границей, трудоспособное население, вынужденное работать за рубежом в качестве дешевой рабочей силы, — кризис породил серьезные психологические и социальные последствия. Влияние этих лет по-прежнему остается психологическим фактором для лиц, принимающих решения в РФ. Россия смогла выйти из этого кризиса в немалой степени благодаря повысившимся ценам на нефть в 1999-2000 годы (с 11,91 до 27,39 доллара). Поэтому в последующие годы обеспечение устойчивости торговли нефтью и природным газом, непрерывности поставок, сохранения рынков и влияния на цены стало основным элементом российской экономики и, следовательно, российской национальной стратегии и внешней политики.
Россия не воздерживалась и от использования природного газа в качестве оружия. Но когда санкции, примененные в отношении Украины в 2005-2006 годах, оставили Европу замерзать, возник вопрос о надежности России как поставщика. С тех пор европейские страны начали рассматривать вопрос «энергетической безопасности Европы», которая позволит им преодолеть зависимость от России, а Россия — предпринимать шаги в направлении сохранения своего рынка и влияния. На данном этапе для Москвы стало еще более важно иметь влияние в ближневосточном регионе.
Россия и Ближний Восток
Интерес Москвы к Ближнему Востоку не нов. Русские и при царизме, и во времена Советского Союза стремились обрести влияние на обширной географии, охватывающей Аравийский полуостров, Иран, Афганистан, Пакистан и Северную Африку. Современная российская стратегия национальной безопасности и военная доктрина также направлены на установление влияния в этом регионе. Особенно в последние 10 лет мы видим, что Россия выходит на передний план прежде всего в Сирии, а также Египта, Ливии, Ирана.
В национальной концепции внешней политики Российская Федерация заявляет, что рассматривает Ближний Восток как приоритетный регион с точки зрения проблем глобальной безопасности. Вероятность распространения ядерных вооружений и оружия массового поражения, а также деятельность террористических организаций в этом регионе называются в числе основных угроз. Россия, будучи одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и членом ближневосточной «четверки», считает себя одной из сторон, которых проблемы Ближнего Востока касаются напрямую.
Но есть и то, о чем открыто не объявляется: это попытки России не позволить Западу «обойти» ее в рамках политики обеспечения энергетической безопасности Европы. Со времен российско-украинского газового кризиса 2005 года западные страны прилагают усилия к получению доступа к альтернативным Москве источникам энергии, созданию линий энергопередачи «в обход» России. Для реализации планов направить в Европу природный газ Персидского залива важное значение приобретает контроль над побережьями Восточного Средиземноморья. В 2011 году для передачи газа, добываемого на месторождении Парс, полностью в обход России был запущен проект газопровода «Дружба» Иран — Ирак — Сирия. Из-за недоверия Запада к администрации Асада в Сирии была предпринята попытка сменить режим. Еще более осложнили ситуацию проблемы безопасности в Ираке и усилия, препятствующие становлению Турции страной транзита энергии. В этот период Турцию выталкивали за сирийское поле путем создания террористического коридора, при этом Россия 30 сентября 2015 года вышла на это поле, встав на сторону Асада.
Первым делом Россия устремилась не противодействовать террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.), которая служила основанием для военного вмешательства, а взять под контроль ситуацию на побережье Восточного Средиземноморья. Поддерживая сирийский режим в этой зоне, Россия перекрыла выход в Средиземное море. Помогая нынешней администрации в Сирии держаться на ногах, Россия управляет ею по своему усмотрению и блокирует возможные проекты. Кроме того, Россия получила важные военные базы в Сирии и взамен на оказание поддержки режиму Асада в ходе гражданской войны удерживает в своих руках морскую и военно-воздушную базы Тартус и Хмеймим. Благодаря этим базам, а также размещенным в Сирии системам противовоздушной обороны С-300 и С-400, ракетам «Калибр» России удалось довести контролируемые с воздуха и моря зоны до Восточного Средиземноморья. Благодаря порту Тартус российские корабли и подводные лодки могут постоянно курсировать в Средиземном море, в связи с чем военный потенциал поддерживается на высшем уровне. Помимо этого, в Сирии Россия также получила возможность за пределами своих территорий вести борьбу против экстремистских течений, возникших в рамках движений за независимость в Чечне и Дагестане. Иными словами, для России Сирия — важный козырь в ее руках.
Ливия входит в зону интересов России в силу того, что обладает крупнейшими запасами углеводородных ресурсов в Африке, а также своего близкого расположения к Европе и геополитического значения. В Ливии, как и в Сирии, Россия при перенаправленности энергоресурсов в Европу может остаться вне энергетического уравнения, которое пытаются построить, и не иметь возможности влиять на определение предложения и цен. В этих условиях московская администрация стала участником гражданской войны в Ливии.
Третьим важным политическим полем России на Ближнем Востоке является Иран. Для России Иран важен с точки зрения как использования воздушного пространства в южном направлении, так и фактора поддержки в действиях против США. Влияние Ирана на Ирак также важно в этом отношении. Кроме того, Россия использует Иран для сдерживания США и их союзников в Ормузском проливе и Персидском заливе. Иранское шиитское ополчение также долгое время поддерживало политику России в Сирии и Ираке, решая проблему человеческих ресурсов для ведения боевых действий. К тому же Иран является игроком, которого Россия хотела бы видеть рядом с собой при урегулировании вопросов, связанных с ценами на нефть и нефтепредложением. В этой связи Россия поддерживает Иран прежде всего в ответ на односторонние, репрессивные шаги США, но при этом продолжает предпринимать усилия с тем, чтобы Тегеран не стал самостоятельной силой.
Таким образом, Россия пытается постепенно усиливать свое присутствие на Ближнем Востоке, наращивать свой военный и политический потенциал. Россия, осуществляющая различное взаимодействие и с такими странами, как Афганистан, Пакистан, Саудовская Аравия и Израиль, ищет пути обретения большего влияния в регионе. Также следует заметить, что Россия с этой целью желает развивать отношения с такими региональными державами, как Турция, Египет, Алжир, Иран, Саудовская Аравия, Сирия, Ливия, Пакистан.
Сведения об авторе:
Бора Байрактар (Bora Bayraktar) — преподаватель Стамбульского университета культуры, программный директор телеканала «TRT World».