Администрация Трампа намеревается вмешаться в ценовую войну между Саудовской Аравией и Россией, а техасские регуляторы задумались о том, не ограничить ли впервые за несколько десятилетий добычу нефти. Причина заключается в том, что американские производители страдают от серьезнейшего обрушения цен.
Американское руководство рассматривает меры дипломатического давления на саудовцев, чтобы заставить их сократить добычу, а также грозит санкциями России, добиваясь стабилизации цен. Знакомые с ситуацией люди говорят, что США пошли на эти меры после того, как американские нефтяные компании потребовали вмешаться.
Между тем, Техасская железнодорожная комиссия, которая регулирует нефтедобычу в этом штате, изучает возможность ограничения добычи на подведомственной ей территории, потому что некоторые руководители нефтяных компаний обратились к ней с просьбой о помощи.
«Мы надеялись, что администрация Трампа использует этот инструмент на переговорах с саудовцами, а также с русскими», — сказал главный экономист компании «Пайонир Нэчурал Рисорсиз» (Pioneer Natural Resources) Скотт Шеффилд (Scott Sheffield). Он заявил, что несколько дней назад беседовал на эту тему с губернатором Техаса Грегом Эбботом (Greg Abbott) и с регуляторами. «Я пытаюсь не допустить того, чтобы нефтегазовый сектор исчез в предстоящие полтора года», — подчеркнул Шеффилд.
Канцелярия губернатора Эббота на просьбу прокомментировать ситуацию не откликнулась.
Нефтяные цены в США немного поднялись со своей рекордно низкой за 18 лет отметки, показав самый крупный процентный рост за день. В четверг торги завершились на уровне более 25 долларов за баррель.
Пока непонятно, будут ли приняты эти меры, однако прозвучавшие идеи стали переломным моментом в энергетической политике США, поскольку обеспечившие бум сланцевой нефти компании, которые вывели нефтедобычу в США на уровень 13 миллионов баррелей в день и сделали свою страну мировым лидером, испытывают огромное давление.
«В наше время никогда не было такого резкого падения спроса, — сказал заместитель руководителя аналитического агентства „Ай-Эйч-Эс Маркит" (IHS Markit) Дэниел Ергин (Daniel Yergin) получивший Пулитцеровскую премию за свою книгу „Добыча: Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть". — Случившееся показывает, что ситуация в отрасли отчаянная».
Более крупные и интегрированные нефтяные компании, в том числе, «Шеврон» и «Эксон Мобил», не поддерживают такие меры и не выступают с подобными инициативами, говорят осведомленные источники.
Администрация Трампа ищет пути, чтобы в целом помочь американской нефтегазовой отрасли, поскольку десяткам производителей в условиях глобальной пандемии грозит банкротство. Цены на нефть в США с начала года опустились на 60%.
Один раз президент Трамп внял советам нефтяной отрасли и вмешался в дела рынка, приказав Министерству энергетики приступить к покупке нефти с целью пополнения стратегического запаса. В четверг министерство заявило о приеме заявок на 30 миллионов баррелей. Потом будет новое пополнение запаса, чтобы в итоге довести общий объем до 77 миллионов баррелей.
Администрация и представители отрасли считают необходимым предпринять дипломатические действия, чтобы заставить Россию и Саудовскую Аравию отказаться от затоваривания рынков нефтью. В этом месяце две страны вышли из заключенного три года назад пакта об ограничении производства и стабилизации цен, вследствие чего Саудовская Аравия рекордно увеличила добычу и урезала цены в погоне за уменьшающимся глобальным спросом.
Соединенные Штаты хотели бы, чтобы саудовцы вернулись к прежним, пониженным объемам добычи, которые существовали до этого решения, о чем рассказал знакомый с сутью проблемы чиновник из администрации. В рамках взаимодействия с Саудовской Аравией администрация могла бы пригрозить России санкциями, заверив тем самым королевство, что его конкуренту в лице Москвы не получить выгоду от сокращения добычи в Саудовской Аравии.
Так или иначе, санкции против России прорабатываются, хотя их детали пока неизвестны, как неизвестны и ответные действия Москвы.
Однако Трамп в четверг заявил, что он «немного разрывается», не зная, как поступить с этими странами и с нефтью. Вместе с тем, президент сказал, что вмешается в ситуацию на нефтяных рынках «в свое время». По его словам, потребителям выгодны низкие цены на бензин, пусть даже обрушение нефтяных рынков идет во вред компаниям. А еще он дал понять, что Россия пострадает в наибольшей степени, если цены на фьючерсы останутся низкими.
«У нас в этой ситуации большая власть. Мы стараемся найти некую золотую середину, — заявил Трамп. — Это станет сокрушительным ударом для России, потому что если внимательно посмотреть, вся ее экономика строится на этом».
США ввели санкции против российского нефтедобывающего сектора, чтобы лишить Россию передовых технологий нефтедобычи на самых сложных месторождениях. Еще они внесли в черный список руководителя государственной компании «Роснефть» из-за российской интервенции на Украине, а также ввели санкции против торговых подразделений «Роснефти» за то, что они вопреки запрету берут венесуэльскую нефть.
Но Белый дом Трампа, как и администрация Обамы, не наносят удары по российскому нефтяному экспорту, опасаясь, что это приведет к эскалации дипломатической напряженности, которая и без того выросла до такого уровня, какого мы не видели со времен холодной войны. США также избегают масштабного запрета на финансовые операции с «Роснефтью» из-за непредвиденных последствий для американских компаний и союзников США со всего мира, которые сотрудничают с этой государственной фирмой.
После второго по масштабам с 1991 года однодневного падения американские базисные цены в четверг немного восстановились. Но даже после такого повышения нефть стоит всего 25,22 доллара за баррель, и это антирекорд за последние 20 лет.
Нефтяные компании и их торговые дома проводят встречи с представителями Белого дома, Министерства финансов и Министерства торговли, прося администрацию Трампа о помощи. Чаще всего звучат просьбы усилить дипломатическое давление, а также увеличить закупки для стратегического резерва, говорят знакомые с содержанием таких встреч источники.
Но у компаний разные цели и замыслы, а также разные требования к ответным действиям администрации. Кто-то просит администрацию собрать союзников из Большой семерки, чтобы воздействовать на Саудовскую Аравию единым фронтом.
Исполнительный председатель сланцевой компании «Континентал Рисорсиз» (Continental Resources) и руководитель Альянса производителей энергоносителей Гарольд Хамм (Harold Hamm) был одним из тех, кто лично призывал чиновников из администрации и членов конгресса оказать дипломатическое давление. Пресс-секретарь Хамма заявила, что он не стремится к сотрудничеству с саудовцами и ничего не знает о стратегии администрации, направленной на убеждение. Он добивается, чтобы администрация провела расследование с целью установить, не занимаются ли Саудовская Аравия, Россия и другие страны демпингом на нефтяном рынке в ущерб американским нефтепроизводителям, продавая так много нефти по ценам ниже рыночных.
Руководители нефтяных компаний также просят оказать им помощь в Техасе, обращаясь в Техасскую железнодорожную комиссию с просьбой ограничить добычу в этом штате, чего она не делала с 1970-х годов.
По словам Шеффилда, он просит о сокращении добычи на 500 000 баррелей в день до конца года, для чего каждый оператор, за исключением мелких добывающих компаний, должен сократить добычу на 10%. Непонятно, как на это отреагируют регуляторы, и пойдут ли они на какие-то меры, однако чиновники уже изучают вопрос о том, что надо будет сделать в этом случае.
Техасская железнодорожная комиссия стала образцом для Организации стран-экспортеров нефти, которая в последние десятилетия пытается контролировать нефтяные цены во всем мире. Она контролирует добычу на самом продуктивном американском месторождении в Пермском бассейне, который находится в Техасе и Нью-Мексико.
Свой материал для статьи предоставили Бенуа Фокон (Benoit Faucon), Кристофер Мэтьюз (Christopher M. Matthews) и Иэн Тэлли (Ian Talley).