Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Финский профессор педагогики считает, что многие одаренные дети в дальнейшем утрачивают свои особые способности. Виноваты в этом, по его мнению, слишком требовательные взрослые и школы, которые уделяют слишком много внимания духу соперничества. Он объясняет, что нужно для развития и сохранения таланта.

В 14 лет у Кари Уусикюля (Kari Uusikylä) сбылась мечта. Он получил на Рождество кларнет. Сначала из инструмента вырывались только фальшивые гудки, но Уусикюля был упорным. Он знал, как красиво может звучать кларнет, и занимался по много часов в день.

Прошло три года. Кари Уусикюля выступил на конкурсе с первой частью концерта Моцарта для кларнета и занял первое место. Преподаватель посчитал Уусикюля очень талантливым и посоветовал ему попробовать стать профессиональным музыкантом.

Но Кари Уусикюля так им и не стал. Он начал учиться на педагога, и музыка осталась в стороне.

74-летний Кари Уусикюля вспоминает в своей гостиной музыкальные увлечения молодости. Он стал почетным профессором педагогики Хельсинкского университета и с 1980-х годов изучает понятие одаренности.

По результатам своих исследований и по собственному опыту Уусикюля делает вывод: чтобы одаренность ребенка не угасла, и он сохранил ее во взрослом возрасте, необходимо учесть множество факторов.

В своей новой книге «Одаренность» (Lahjakkuus) Кари Уусикюля приводит множество примеров того, как родители или преподаватель подавили способности ребенка.

«В мире найдется множество историй о том, как отцы превратили своих детей в выставочные экземпляры. Таким детям диктовали, что делать. В итоге многие потерпели крах».

Чтобы так не произошло, надо понимать, что такое одаренность и в каких условиях она расцветает.

Одаренности тяжело дать определение, и исследователи рассматривают это понятие по-разному.

«Одаренность — понятие, связанное с психологией и обществом. Когда человек хорош в чем-то, что ценится в обществе, говорят, что этот человек талантлив», — подытоживает Уусикюля.

Для исследований одаренности обычно выбирают очень успешных в своей сфере людей или специалистов с высоким уровнем коэффициентом интеллекта. Кари Уусикюля исследовал успехи лучших шахматистов Финляндии, юных учащихся Академии Сибелиуса и членов организации «Менса» (Mensa, организация для людей с высоким коэффициентом интеллекта).

Одаренность — это довольно сложное понятие, и все грани одаренности не так уж легко изучить.

«В спорте талантливого человека определить легко. Если спортсмен пробегает сто метров быстрее, чем за десять секунд, то он суперталантлив. Но кто может определить одаренность художника? Как определить одаренность человека, наносящего мазки на полотно?»

И хотя одаренность нельзя измерить или однозначно определить, Кари Уусикюля все же не является сторонником мнения о том, что все люди талантливы. По его мнению, у всех есть таланты, и все могут достичь в чем-то хороших высот, но настоящая одаренность подразумевает необычные способности.

«Таков закон природы. Большинство из нас — обычные люди».

В истории непродолжительной, но страстной музыкальной карьеры Кари Уусикюля можно выделить много важных аспектов, касающихся развития таланта.

По его мнению, одаренность во многом опирается на генетику.

«Если мой рост — 210 сантиметров, то у меня будет больше возможностей стать баскетболистом, чем у человека ростом 150 сантиметров».

Его развитию в музыке способствовал хороший музыкальный слух. В младших классах Кари Уусикюля пел настолько чисто, что его даже выбрали для одного выступления в Национальном театре Финляндии.

Однако одних только генов недостаточно. Унаследованные черты дают возможность стать чуть лучше в лыжном спорте или писательстве, но все же катанию на лыжах можно научиться только катаясь на лыжах, а писательству — только оттачивая писательские навыки.

Поэтому художники и писатели часто подчеркивают, что к успеху их привели именно долгие часы практики.

Шведский психолог Андерс Эрикссон (K. Anders Ericsson) говорит о так называемом правиле десяти лет. Даже если человек унаследовал великолепные гены, для достижения великолепных результатов во многих сферах часто требуется по меньшей мере десять лет практики.

Чтобы тренироваться целых десять лет, нужна страсть. Энтузиазм — важнейшая предпосылка для развития и сохранения таланта.

Этого у Уусикюля было достаточно. Он занимался не для того, чтобы порадовать преподавателя, а потому, что ему нравилась музыка.

Кари Уусикюля много говорит о понятии «поток», которым оперирует психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi). Когда делаешь что-то в «потоке», забываешь о времени. Так происходило и с Уусикюля, когда он играл с друзьями джаз, и происходит сейчас, когда он просыпается в пять утра, чтобы начать писать.

«Когда у меня появляется энергия для писательства, чувство времени исчезает. Я становлюсь с процессом одним целым».

Но и пример Уусикюля показывает, что, несмотря на талант, вдохновение может пропадать. Карьера музыканта в городском оркестре не привлекла Кари Уусикюля. Ему больше хотелось стать преподавателем и футболистом, а не музыкантом.

Учитель в ярости бросил учебник по математике на парту второклассника. Когда учитель начал кричать, ребенок понял причину гнева: он решил дома не все задачи.

Это воспоминания человека, который во взрослом возрасте стал успешным исследователем в технической сфере.

«Но тогда его тяга к школьной математике закончилась, и школу он закончил со средними успехами».

По словам Кари Уусикюля, в беседах с талантливыми людьми часто повторяется один и тот же сюжет. Для многих школа была настоящим адом. Над очень одаренным ребенком могли издеваться в школе из-за его непохожести на других, и для многих талантливых детей занятия стали мучением.

«Мне позвонила мать одного ребенка и рассказала, что ее сын-первоклассник не выдерживает постоянной зубрежки, начинает буянить и даже опрокидывает парты».

В худшем случае в школьные годы талант ребенка может полностью угаснуть. Кари Уусикюля считает, что многие дети, которые показывают неважные успехи в каком-то предмете, на самом деле могут быть очень одаренными. Просто их способности никто не распознал, и родители не смогли поддерживать развитие их умений.

Уусикюля критикует школы за то, что в них в первую очередь ценится «школьная одаренность». Хорошие оценки получают те, кто внимателен на уроках и соблюдает правила.

Но такая «школьная одаренность» вовсе не дает гарантий того, что из ребенка вырастет взрослый человек, умело использующий свои навыки.

Кари Уусикюля считает, что современные школы слишком сосредоточены на успеваемости. Многие переживают из-за оценок уже в начальной школе.

В старшей школе напряжение возрастает. Для получения хорошего диплома о высшем образовании молодежь тоже старается получить хорошие оценки.

Не все выдерживают это давление и начинают сдавать из-за постоянного страха неудачи. Некоторые получают диплом с блестящими результатами, но остаются психически изможденными.

«Обратная сторона разговоров о таланте, достижении школьных вершин, соперничестве — последующий кризис», — говорит Уусикюля.

В мире полно примеров негативной стороны конкуренции. Недавно Уусикюля дал интервью корейской телевизионной группе, которая приезжала снимать сюжет о финской начальной школе.

В Корее очень высокая конкуренция за место в университете, и после обычного школьного дня дети и молодежь дополнительно занимаются в частных подготовительных школах.

Кари Уусикюля прочел журналистам отрывок из образовательной программы 1970 года — как считает Уусикюля, в нем сконцентрированы главные ценности, которые привели к формированию основ начальной школы.

«В нем говорится, насколько важно вырастить из каждого ребенка цельную личность и заботиться обо всех. Корейский журналист прослезился, когда это услышал. В корейской школе успеваемости уделяется слишком много внимания. Два родственника этого журналиста покончили с собой из-за давления в школе».

Уусикюля обеспокоен тем, что финские школы начали развиваться в корейском направлении. Корея преуспевает в тестах Pisa, но ценой этого успеха нередко становится благополучие детей.

«Нужно начать с того, чтобы у всех учащихся находили хорошие стороны. Успешными должны стать не только те, кто показывает блестящие результаты».

И хотя Кари Уусикюля изучает феномен исключительно одаренных людей, он считает, что в школах и на работе нельзя уделять внимание только самым успешным.

«Когда я это говорю, у меня спрашивают, неужели я коммунист или поддерживаю посредственность. Если кто-нибудь хочет добраться до вершины, его, конечно же, надо поддерживать. Но важнее всего — чтобы человек оставался в здравом уме и наслаждался своей жизнью».

По мнению Кари Уусикюля, проблема всех разговоров о «достижении вершины» — тот факт, что до нее могут добраться не все. Поэтому он считает, что в первую очередь нужно думать о том, как развить имеющиеся таланты и способности у всех детей. Особенно одаренных надо поддерживать — но как и всех остальных.

«Нужно найти лучшие стороны в каждом, а не делать так, чтобы преуспевали только лидеры».

По мнению Уусикюля, преуспеть в какой-то сфере может каждый. Один может играть на скрипке, другой — решать сложные уравнения, третий — чинить автомобильные двигатели. Важнее всего — найти нечто такое, во что захочется полностью погрузиться.

Кари Уусикюля полагает, что общество должно помочь каждому найти свой талант — и речь идет не только о том, как это повлияет на конкурентоспособность Финляндии. По мнению Уусикюля, обнаружение своих способностей придает жизни смысл.

«Как Михай Чиксентмихайи пишет в своей книге „Поток", в очереди к психиатру полно людей в возрасте около 50 лет, занимающих высокие должности, которые находят свою жизнь скучной и не видят в ней смысла».

Уусикюля считает состояние потока источником счастья. Он также верит, что люди, нашедшие вдохновение и осознавшие свои способности, могут изменить мир.

По его мнению, детям и молодежи надо дать понять, что их навыки могут решить разные судьбоносные проблемы человечества — подобные изменению климата.

«Важна не столько сама одаренность, сколько ее правильное использование».