22 марта стал пятым днем с введения по всей стране мер изоляции людей. Франция живет в замедленном темпе, медики работают в усиленном режиме, а у полицейских — аврал. В 18-м округе на севере Парижа на улицах меньше людей, чем обычно, но все равно слишком много с учетом действующих ограничений. У станции метро «Ла-Шапель» полицейские проверяют проходящих людей, чей поток сейчас по-настоящему удивляет. Местные дилеры продолжают практически безнаказанно работать в квартале, несмотря на присутствие сил правопорядка, которые слишком загружены проверкой пропусков, необходимых для передвижения людей. Гашиш, контрабандные сигареты, лекарства, психотропные средства, краденные телефоны… Предложение очень богатое, но клиентов намного меньше, чем обычно.
Наблюдающий за этим нескончаемым вальсом Мурад едва сдерживает гнев. Этот харизматичный директор расположенного у метро супермаркета Carrefour City работает каждый день до 23 часов. Он хорошо знает квартал. После введения властями ограничительных мер он сам пытается разгонять группы людей перед магазином и таким образом принимает участие в игре в кошки-мышки между силами правопорядка и нарушителями. «Снимаю шляпу перед всеми полицейскими, которые работают в этом квартале. Заставить этих людей соблюдать правила — практически невыполнимая задача. И не нужно называть меня расистом! Я такой же араб, как и они! Когда я приехал сюда из Алжира, у меня не было документов, но я хотел работать и выбиться в люди. В нынешней кризисной ситуации по улице слоняются одни подонки. Дилеры и воры. Им плевать на власти и законы. Я пытаюсь объяснить им, что их поведение ставит под угрозу других. Но они посылают меня куда подальше. Самые злые даже заявляют, что их цель — извести Францию. Просто ужас!»
Почему вы меня проверяете? Так не пойдет!
У магазина мы видим местную жительницу хрупкого вида с сумкой в руках, которая считает, что присутствие полиции внушает уверенность. «Очень рада видеть вас, господа, — улыбается она, протягивая им документы. — Я пошла за покупками, но вокруг странная атмосфера. Стоящие за углом люди не внушают доверия».
В ответ на такое угрожающее поведение людям в форме приходится повышать тон и подбирать слова, чтобы заставить тех образумиться. «Я уже в четвертый раз проверяю тебя с утра, и ты постоянно говоришь мне, что идешь домой!» Человек противится, но полицейский знает, как произвести на него впечатление, и тот начинает вести себя гораздо покладистее.
Совершенно неконтролируемая ситуация
Тьерри, Фредерик и Даниэль (имена изменены) — бывалые полицейские, которые уже не первый год патрулируют этот квартал. Опыт помогает им справляться с трудностями проблемного 18-го округа. Как бы то ни было, они сомневаются, что у сил правопорядка получится добиться соблюдения карантина. «Я выступаю за полную изоляцию и комендантский час, — говорит Тьерри. — Ситуация совершенно неконтролируемая. С 17 марта дни патрулей стали очень долгими, трудными и энергозатратными. Мы все измотаны, но не хотим прекращать работу. Почти 10% нашего личного состава сидят дома из страха коронавируса. В основном это молодежь, у которой не высоко чувство общественного долга. Другие же обеспечивают безопасность и проверки без масок и перчаток. Мы не защищены от угрозы и знаем, что все подхватим этот вирус. Но нам нужно быть на посту ради людей. Это наш долг».
Чувство долга этих полицейских нередко сталкивается с безответственностью, провокациями и самыми что ни на есть безумными слухами. Так, в квартале Шато-Руж Фредерику пришлось убеждать местных жителей, что ограничительные меры касаются всех, потому что коронавирусом болеют не только белые. «Приходится развеивать совершенно бредовые теории, например о том, что коронавирус — изобретение политиков и СМИ, и напоминать о законе. Это утомительно».
Чуть дальше, на Монмартре, ограничение тоже является относительным понятием, хотя проблем с документами там практически нет. Как бы то ни было, полицейским не удается заставить многих прохожих прислушаться к голосу разума. «Выходить на улицу следует ненадолго и не далеко от вашего дома», — неустанно повторяют они. В ответ чаще всего слышится: «Нельзя же целый день сидеть дома!» Но именно в этом и смысл принятых мер. На шестой день действия карантина по всей стране было выписано более 90 000 штрафов за его нарушение.