Пандемия коронавируса разрушает цепочки поставок продовольствия по всему миру, поэтому рынок пшеницы вновь обращает внимание на возможность ограничения экспорта из России.
Главный мировой поставщик пшеницы на время прекратил экспорт некоторых видов обработанного зерна и поинтересовался у своих ответственных должностных лиц, следует ли ввести ограничения на продажу за границу таких потребительских товаров, как продукты питания и лекарства. Хотя пока никаких правительственных заявлений по поводу пшеницы не было, Россия в прошлом сотрясала этот глобальный рынок ограничением своих продаж с помощью экспортных налогов, запретов или неформальных ограничений.
Фьючерсы на пшеницу достигли на Чикагской товарной бирже максимального уровня за два последних месяца в связи с сообщением консалтинговой компании SovEcon о том, что российское Министерство сельского хозяйства отложило предоставление сертификата безопасности для некоторых видов сельскохозяйственной продукции, включая пшеницу. По словам официального представителя этого министерства, оно выдает сертификаты, как обычно.
Несмотря на большой наплыв покупателей в этом месяце, Россия пока не испытывает дефицита продуктов питания на потребительском уровне. Однако местные цены на пшеницу увеличились в последние месяцы, а падение рубля сделало российские зерновые более привлекательными для иностранных покупателей. По данным консалтинговой фирмы UkrAgroConsult, российский экспорт зерновых подскочил на 35% в первые три недели марта по сравнению с показателями прошлого года.
«Возможно, будут приняты некоторые меры, — сказал Дмитрий Рылько, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). — Цены на пшеницу и на муку выросли значительно. Это может заставить Министерство сельского хозяйства подумать относительно того, каким будет следующий шаг».
Российское Министерство сельского хозяйства не ответило на вопрос о том, обсуждаются ли в настоящее время какие-либо ограничения в отношении экспорта пшеницы.
Фьючерсы на пшеницу поднялись почти на 2,7% в Чикаго, и это самое большое повышение с конца января.
Российские ограничения вызывали в прошлом шок на этом рынке. В 2007 году Москва ввела экспортный налог, чтобы остановить рост цен, а в 2010 году ввела запрет на экспорт из-за плохого урожая, что вызвало сокращение поставок и повышение цены на фьючерсы.
По данным компании SovEcon, помимо задержки выдачи сертификатов, российское правительство может ввести экспортный налог, если решит, что такого рода ограничения необходимы.
«Весьма высока вероятность того, что в этом сезоне правительство может включиться в игру и попытаться регулировать экспорт», — отметил в своем выложенном в «Твиттере» видео Андрей Сизов, управляющий директор расположенной в Москве компании SovEcon.
Господство пшеницы
Россия считается самым крупным поставщиком пшеницы. По данным экспертов ИКАР, цены в России достигли рекордного уровня за последние восемь месяцев. На товарной бирже в Чикаго цена на базовые фьючерсы повысилась на прошлой неделе на 12%, поскольку потребители увеличили закупки в супермаркетах, а также на фоне сообщений о том, что Китай расширит закупки в Соединенных Штатах.
Одно соседнее с Россией государство уже приняло меры в отношении некоторых продовольственных товаров. Казахстан, один из крупнейших экспортеров пшеничной муки, приостановил поставки на экспорт этого товара, а также подсолнечного масла, семян подсолнечника, гречихи и сахара.
А вот что говорят другие аналитики.
Введение Россией экспортных ограничений исключить нельзя, если ситуация ухудшится, в том числе в случае дальнейшего снижения котировок рубля, увеличения спроса со стороны российских потребителей или уменьшения запасов. Такое мнение высказала Елизавета Малышко, эксперт находящейся в Киеве компании UkrAgroConsult.
«Если интервенции правительства являются реакцией на слишком высокие внутренние цены на пшеницу и муку, то это вполне возможно», — отметил, имея в виду возможные ограничения, Бен Бакнер (Ben Buckner), из компании AgResources.
Хотя условия для озимых в России сегодня лучшие за последние 20 лет, правительство может ограничить экспорт, если погода окажется неблагоприятной перед сбором урожая, подчеркнул Бакнер.