Смелое решение президента Трампа включить венесуэльского диктатора Николаса Мадуро в список наркотеррористов а-ля Мануэль Норьега начинает вызывать определенную реакцию. Главная реакция: внезапно российская нефтяная компания «Роснефть» отказалась от своих активов в Венесуэле.
Вот что пишет «Вашингтон Пост»:
«Российский государственный гигант „Роснефть“ объявил в субботу о том, что прекращает свою деятельность в Венесуэле и продает имеющиеся у него там активы компании, целиком принадлежащей российскому правительству. Тем самым вносятся существенные изменения в экономическую помощь, которую „Роснефть“ оказывала находящемуся в сложном положении президенту Николасу Мадуро.
Крупнейшая в России нефтедобывающая компания „Роснефть“ несколько лет назад начала увеличивать свою долю в венесуэльской нефтедобывающей отрасли, получая огромные прибыли от экспорта ее нефти и в процессе этого поддерживая режим Мадуро.
Однако непонятно, как этот шаг повлияет на отношения России с Мадуро и не является ли это попыткой уйти от американских санкций и успокоить иностранных инвесторов „Роснефти“».
С учетом того, что «Роснефть» и российское государство это, по сути, одно и то же, вероятнее всего, это была попытка обойти санкции. Компания фактически так и сказала, объявив о своем намерении «защитить интересы» инвесторов.
Если это так, то такой мерой компания перекладывает потери от санкций, от сокращения добычи в Венесуэле и от мирового падения цен на нефть до уровня 25 долларов за баррель (а венесуэльская марка нефти стоит вообще 10 долларов) на плечи российского государства и населения, а прибыли сохраняет.
Сохраняет, конечно же, для близких к власти людей, таких как союзник Путина Игорь Сечин (правда, союзник капризный), и для всех его дружков и инвесторов, желающих снять со своей шеи тугую удавку американских санкций. «Роснефть» — это реально работающая компания, старающаяся извлекать прибыль. А той компании, что «купила» долю, нет нужды приносить прибыль, поскольку она безымянное государственное предприятие, и Россия ее название никому не сообщает, что тоже помогает уходить от дополнительных санкций. Трудно вводить санкции против конкретной компании, если не знаешь ее название.
А вот сообщение «Рейтерс»:
«Объявленная в субботу смена собственников означает, что в перспективе американские санкции в отношении работающих в Венесуэле российских компаний будут направлены непосредственно против российского государства».
А это на первый взгляд говорит о том, что Владимир Путин берет Трампа на «слабо». Он как будто говорит: «Ну, давай, попробуй меня ударить».
Но это ерунда, потому что фактически Россия контролирует все, что делает ее дойная корова «Роснефть», и предположительно продолжает получать прибыль (или, по крайней мере, держится на плаву в наши дни чрезвычайно низких нефтяных цен). Все это должно положительно восприниматься дома.
Неужели Путин действительно думает, что Трамп не станет вводить санкции против всего российского государства? Видимо, так и есть. Поэтому сделка по продаже является мерой по защите его позиций.
Но если это так, он допускает ошибку.
Жесткие действия против Мадуро Трамп начал осуществлять как раз в тот момент, когда мировое сообщество призывает его облегчить санкции против Венесуэлы в условиях пандемии коронавируса.
Вопреки призывам, Трамп удивил всех и закрутил гайки Мадуро, о чем пишет венесуэльская журналистка и диссидент Германия Родригес Полео (Germania Rodriguez Poleo) (это одна из многих журналисток, которых не любит венесуэльская диктатура):
«Интересный момент выбрал Трамп с учетом того, что режим, некоторые фракции в рядах оппозиции и международное сообщество воспользовались пандемией, чтобы призвать к ослаблению санкций. И вот американский ответ на это».
Мнение Германии весьма любопытно, поскольку она презирает западных «экспертов» по Венесуэле, которые всегда пытаются представить здравомыслящими таких людей как Путин, Кастро и Мадуро.
Она продолжает: «Да уж, конечно. Ситуацию в Венесуэле разрушает не режим, 20 с лишним лет находящийся у власти, а Трамп».
Налицо признаки какого-то отчаяния, потому что Россия пытается успокоить режим Мадуро. Вот сообщение «Файненшл Таймс»:
«Президент Венесуэлы Николас Мадуро раструбил об усилении российской поддержки его правительству, заявив, что уход государственной нефтяной компании „Роснефть“ во избежание американских санкций никак не повлияет на отношение его самого важного зарубежного союзника.
В субботу „Роснефть“ выступила с заявлением о том, что все свои активы в Венесуэле она передала новой государственной российской компании, сделав это после того, как американское министерство финансов подвергло санкциям ее торговое подразделение в рамках кампании „максимального давления“, проводимой с целью изгнания Мадуро и проведения новых выборов.
„Я получил послание от моего брата президента Путина, который подтвердил неизменную стратегическую поддержку со стороны России во всех областях наших взаимоотношений“, — написал в Твиттере венесуэльский президент. Российский посол в Каракасе сказал об этом напрямую: „Не волнуйтесь! Это передача российских активов в Венесуэле напрямую российскому государству. Мы будем и дальше вместе идти вперед“.
Россия оказывает жизненно важную помощь правительству Мадуро, что позволяет ему противостоять американским санкциям, несмотря на крах экономики. Кремль демонстрирует ему политическую поддержку, поставляет оружие, а „Роснефть“ обеспечивает большую часть потребностей страны в бензине и помогает Венесуэле продавать нефть за рубеж после того, как из-за американских санкций от нее начали отказываться традиционные покупатели».
Обладает ли эта безымянная российская компания такими же знаниями и опытом, как «Роснефть»? Наверное, нет. А это значит, что и российская помощь Венесуэле тоже будет ослабевать, хотя Москва пытается сохранить там свое стратегическое присутствие и защитить венесуэльский режим. Путин наверняка просто пытается выйти из неприятной ситуации, сохранив «Роснефть» и Венесуэлу на плаву. Но это повлечет за собой лишь очередные жесткие меры Трампа.