Польский нефтегазовый концерн (PGNiG) сообщил о долгожданной победе в ценовом споре с Газпромом. Россияне будут обязаны вернуть сумму, почти в два раза превышающую объем польских расходов на строительство Балтийского газопровода. Скорее всего, они это сделают, поскольку в период кризиса им придется бороться за каждого клиента. Проигнорировать вердикт арбитража Газпром может только в том случае, если получит политический приказ от Путина.
Появление решения в пользу Польского нефтегазового концерна было ожидаемым событием. В прошлом Газпром уже проиграл в арбитражных спорах с украинским Нафтогазом и рядом западных клиентов, хотя победил в разбирательстве с литовцами, контракт которых критиковали, как и польский. Литовская сторона, однако, получила скидку после запуска плавучего СПГ-терминала в Клайпеде. Полякам с 2014 года скидок не предлагали, а это порождало дискуссии о том, что Газпром не идет на уступки в отношении Польши по политическим причинам. Стокгольмский арбитраж завершил сбор материалов по спору между PGNiG и Газпромом 13 декабря 2019 года еще при команде Петра Возьняка (Piotr Woźniak) и Мачея Возьняка (Macieja Woźniaka), которых на пресс-конференции галантно поблагодарил за работу новый председатель правления Ежи Квечиньский (Jerzy Kwieciński), работающий в компании с января 2020 года.
О своем вкладе в эту победу напоминает в комментарии нашему порталу также Януш Ковальский (Janusz Kowalski) — экс-замминистра государственных активов и бывший член правления PGNiG. «В 2016 году, будучи заместителем председателя правления по корпоративным вопросам и отвечая в компании за юридическую сферу, я начинал арбитражное разбирательство против Газпрома, закончившееся сегодня большим успехом. В феврале 2016 мы подали иск в Стокгольмский арбитражный суд, оспаривая цену, зафиксированную в Ямальском контракте. Победа над Газпромом — это исторический момент для Польши и PGNiG, ведь это первый наш спор с российским концерном, завершившийся вердиктом независимого арбитража. В 2016 году я создал с нуля новую команду юристов, набрав в нее людей, которые ранее не принимали участия в польско-российских переговорах. Ключевыми фигурами в польской победе стали два человека: директор Юридического департамента PGNiG Дариуш Грынюв (Dariusz Hryniów) и его заместитель Тобиаш Шиховский (Tobiasz Szychowski)», — рассказывает Ковальский.
Газ станет дешевле, но останется дорогим
Новые условия Ямальского контракта будут для поляков более выгодными, чем прежние. «Арбитраж согласился с нами, что цена, по которой мы покупали газ в рамках этого контракта, была слишком высокой и нерыночной. Это означает, что наша компания получит право на возврат 1,5 миллиарда долларов, — объявил Ежи Квечиньский. — В начале 2014 года Польский нефтегазовый концерн предпринял попытку пересмотреть ставки, однако, переговоры с Газпромом провалились, в связи с чем мы подали официальный иск в арбитраж. Его вердикт положил конец ценовому спору», — добавил он.
Следует отметить, что, по предварительным оценкам, стоимость строительства Балтийского газопровода, благодаря которому поляки смогут отказаться от российского газа и начать покупать норвежский, составит с польской стороны 874 миллиона евро, то есть примерно миллиард долларов по действующему курсу. Это меньше, чем в соответствии с решением Стокгольмского арбитража должен вернуть Газпром PGNiG.
Квечиньский сделал еще одно важное заявление. «Мы продолжим предпринимать шаги, направленные на диверсификацию источников поставок газа в Польшу и обретение окончательной независимости от российского сырья», — заверил он. Такая новость имеет особенное значение на фоне начавшихся дискуссий о возможности сохранения поставок из России после 2022 года, когда утратит силу пресловутый Ямальский контракт. Следует, однако, обратить внимание, что нынешний председатель правления PGNiG говорит не об отказе от закупок газа в России, а об обретении независимости от них, а это не одно и тоже.
Арбитраж согласился с мнением польской стороны о том, что привязка цены на газ к нефтяной корзине несправедлива. Такая практика негативно влияла на показатели PGNiG, поскольку компания продавала газ по рыночной цене, но за поставки с основного, российского направления платила больше. Польша импортирует в год 16 миллиардов кубометров газа, при этом Ямальский контракт предусматривал закупку 10 миллиардов кубометров, из них 8 миллиардов — в рамках правила «бери и плати». Это означает, что PGNiG ощутит снижение цены, а его клиенты, которые платят меньше, чем польский концерн платил россиянам, возможно, нет. Квечиньский отказался уточнить какой точно будет новая цена в рамках контракта, но его слова о ее близости к рыночной могут свидетельствовать о том, что она останется более высокой, чем предложение на польском рынке.
«Ставка формировалась на невыгодных для нас условиях, она была тесно привязана к цене на нефть, сейчас ее привяжут к цене газа на европейском рынке. Это будет рыночная цена, которая окажется гораздо более приближенной к той, какую мы предлагали нашим покупателям», — заверил Квечиньский. Использование газовой индексации вместо нефтяной привязки в период падения цен на нефть не означает, что предложение окажется непривлекательным, о чем пойдет речь ниже.
Что предпримет Газпром?
Газпром, по всей вероятности, решит подчиниться решению Стокгольмского арбитража, если только к иным действиям его не склонит Кремль, внешняя политика которого порой противоречит интересам концерна (как во время газовых кризисов на Украине). С рыночной точки зрения неисполнение вердикта будет самоубийственным шагом и негативным сигналом для других клиентов, которые в ближайшее время начнут сокращать поставки из-за пандемии коронавируса и грядущей рецессии, ограничивающей экономическую деятельность и, как следствие, спрос на сырье. Россияне, в свою очередь, заинтересованы в сохранении рынка сбыта, поскольку из-за падения нефтяных цен они уже несут убытки. Цена газа на голландской бирже TTF (к ней, возможно, будет привязана цена в Ямальском контракте) лишь немного превышала 8 евро за МВт*ч, то есть достигла минимального значения с октября 2019 года (ранее такое явление наблюдалось во время финансового кризиса 2007 года). Это была реакция на пресыщение рынка, связанное с теплой осенью и увеличением объемов запасов сырья.
Что предпримет PGNiG?
Победа над Газпромом в Стокгольмском арбитраже позволит завершить отношения в рамках Ямальского контракта с меньшей экономической нагрузкой а также, как заявляют власти и руководство PGNiG, прекратить сотрудничество с россиянами в этом формате. Остается вопросом, что решит сделать польский концерн в 2022 году: заключить договор с российской компанией на рыночных условиях или поискать газ у других поставщиков, которые создают меньше политических проблем.