Цены на нефть в начале недели сильно снизились из-за экономических последствий пандемии коронавируса. Цена за баррель (159 л) североморского сорта Brent сейчас находится на уровне 22,8 долларов — ниже уровня ноября 2002 года. Тогда цены на нефть оказались под давлением в результате террористических атак 11 сентября 2001 года. Цена легкого американского сорта WTI — 20,22 доллара, и ночью на некоторое время она опускалась ниже уровня 20 долларов.
После того как Россия и Саудовская Аравия около трех недель назад не смогли договориться о совместных действиях на фоне снижения спроса из-за пандемии коронавируса, цены на нефть сильно упали. С тех пор нефть подешевела в два раза. Снижение спроса из-за пандемии беспрецедентно: по оценкам аналитиков в прошедшие недели, он составил примерно одну четверть от обычного. С 1965 года потребность в нефти снижалась только в период с 1979 по 1982 года на 7,5%, а также в 2009 года — на 1,4%.
Саудовская Аравия после конфликта с Россией, несмотря на сложившуюся ситуацию, значительно увеличила производство нефти и снизила цены, чтобы подтолкнуть Москву к уступкам. Пока безуспешно. В прошлую пятницу в Саудовской Аравии сообщили, что переговоры с Россией не ведутся. Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин заявил, что цена на нефть в размере 25 долларов хотя и не радует, но для отечественных производителей это не катастрофа. «Надежды рынков на соглашение испарились», — отметил Вивек Дар (Vivek Dhar), сырьевой эксперт Австралийского банка Содружества (Commonwealth Bank of Australia).
Сопротивление России основывается на продолжении борьбы за власть. Российское руководство, кажется, все еще заинтересовано в единой позиции с Саудовской Аравией. Совместные действия необходимы, чтобы решать проблемы, как сказал руководитель российской государственного фонда Кирилл Дмитриев, и они возможны в рамках объединения ОПЕК+, в которое входят, помимо стран ОПЕК, и другие производители, в том числе и Россия. Глава российского нефтяного концерна «Роснефть» Игорь Сечин, напротив, открыто заявил, что сокращение производства только гарантировало выживание американских сланцевиков.
Их требование: Саудовская Аравия должна выйти из ОПЕК и пойти на стратегическое партнерство с США или «взять на себя последствия». К ним относятся пошлины, торговые ограничения, санкции и многие другие меры, отмечают сенаторы во главе с Джоном Хевеном (John Hoeven) и Лизой Мурковски (Lisa Murkowski). Двое других сенаторов из производящих нефть штатов в пятницу внесли законопроект о выводе американских войск из Саудовской Аравии.
Америка находится под давлением. Даже ввиду на тот момент высоких цен на нефть США развивали сланцевую промышленность. Тем самым Вашингтон воздействовал на цены, а теперь они упали до уровня, на котором американские производители практически не могут держать конкуренцию.
Между тем американское правительство, очевидно, пытается выиграть время. Недавно в Белом доме заявили, что вмешаются в надлежащее время. Альянс с Саудовской Аравией — одна из многих идей, которые сейчас рассматриваются американской политикой, заявил министр энергетики Дэн Бруйетт (Dan Brouillette) агентству Bloomberg.
В настоящее время все намекает на продолжительную ценовую войну. Ведущий аналитик Swissquote Ипек Оцкардеская (Ipek Ozkardeskaya) считает, что у Саудовской Аравии в сравнении с Россией есть преимущества. Арабы — самые дешевые производители на международном рынке, нефтяное производство постепенно станет нерентабельным для многих стран. Однако, по данным одного делегата, страны-члены ОПЕК пока не поддержали призыв председательствующего Алжира начать консультации. Сопротивление исходит, конечно, от Саудовской Аравии.
Положение на рынке довольно сложное, по крайней мере пока позиции России и США конфликтуют. Как и Дональд Трамп, российский президент Владимир Путин тоже отмалчивается на тему нефти.
А вот страны, которые являются прежде всего потребителями нефти, в плюсе от конфликта. В Германии цена на дизельное топливо на АЗС снизилась с 1,33 евро в начале года до в среднем 1,116 евро — на 16%. Поскольку намного больше половины цены на топливо складывается из других расходов, таких как транспортировка, хранение и в первую очередь налоги, упасть еще больше цена уже не может. Уменьшение вдвое расходов на закупку продукта по сравнению с февральскими показателями может привести к снижению цены литра топлива на АЗС только на 15%.
Высокий спрос поддерживает цены на мазут
Столпотворение в топливных терминалах повлечет за собой увеличение времени погрузки на несколько часов. Соответственно, увеличится время транспортировки топлива из отдаленных терминалов. Если одновременно будет расти количество заболевших людей, сложится поистине чрезвычайная ситуация. Клиентам с достаточными запасами топлива для подогрева воды летом придется задуматься над тем, не будет ли проще и дешевле заказать мазут в июне или июле.
При этом чрезвычайно большой спрос, пожалуй, вызван не только ценой, которая сейчас, несмотря ни на что, примерно на 20% ниже, чем в начале года. Цену, конечно, нельзя назвать необычно низкой. В 2017 году она в аналогичный период была такой же, а в 2016 году составляла и вовсе лишь 46 евро. В 2000-х годах (за исключением 2008-го) цена даже регулярно бывала еще ниже.
И даже если Россия и Саудовская Аравия договорятся, значительного роста нефтяных цен может и не произойти. Любой альянс, вероятно, будет хрупким. Кроме того, ситуация зависит от спроса, на который в свою очередь будут влиять последствия пандемии коронавируса.