Угроза, последовавшая за крахом соглашения ОПЕК+ между Саудовской Аравией и Россией, была не первой в своем роде. Еще 4 ноября 2016 года королевство угрожало снизить цены на нефть, что заставило Москву координировать с ним свою политику, чтобы предотвратить дефицит государственного бюджета, который на 50% зависит от экспорта энергоносителей (нефть и газ). В итоге страны заключили соглашение в формате ОПЕК+, которое соблюдали с момента подписания в конце 2016 года и до начала марта этого года.
Соглашение ОПЕК+ олицетворяло беспрецедентное улучшение отношений между Саудовской Аравией и Россией, кульминацией которого стал первый визит саудовского короля в Россию в октябре 2017 года. В ходе этого визита стороны обсудили огромные контракты на продажу оружия, саудовские инвестиции в российскую экономику и поддержку усилий Москвы в Сирии.
Вполне вероятно, эти обещания стали одним из главных мотивов для принятия данного соглашения со стороны Москвы. В целом, за некоторыми исключениями, они не были выполнены, вероятно, потому, что Саудовская Аравия не хочет злить своего стратегического союзника — Соединенные Штаты.
Соглашение ОПЕК+ рухнуло в одночасье, когда Россия отклонила предложение еще больше сократить добычу нефти с целью остановить падение цен на фоне снижения спроса и эпидемии коронавируса. Королевство объявило об увеличении своей ежедневной добычи до 12,3 миллиона баррелей в сутки, вслед за чем компания Saudi Aramco сообщила об увеличении производственной мощности до 13 миллионов баррелей в сутки. Это привело к падению цен на нефть ниже 30 долларов за баррель.
В то же время ОАЭ заявили о своей готовности поставлять на рынок нефти четыре миллиона баррелей в сутки, что способствовало еще большему снижению цен на нефть, до рекордного уровня за последние 20 лет.
По оценкам специалистов, Россия теряет от 100 до 150 миллионов долларов в сутки при цене 40 долларов за баррель нефти, и ей нужна цена на уровне 50 долларов для сбалансированного государственного бюджета, а также поддержки миллионов неработающих россиян.
Поскольку в настоящее время страна не может заимствовать средства из-за рубежа вследствие американских санкций, вполне вероятно, что она не сможет компенсировать убытки, вызванные снижением цен. Это станет причиной замедления темпов роста экономики с ожидаемых в текущем году 2% до нуля. Может быть, начнется рецессия.
В результате российский рубль рухнул в связи с обвалом местных фондовых рынков. Стоимость валюты приблизилась к уровню кризиса 2014 года и превысила 75 рублей за доллар, а индекс финансового стресса на российском рынке превысил критическую отметку в 2,5 пункта.
Как сообщает журнал Forbes, убытки российских бизнесменов и состоятельных граждан, вызванные резким падением курса рубля и снижением доли российских компаний на мировых рынках, превысили 8,8 миллиарда долларов.
Несмотря на будущие большие потери для российской экономики, она зависит от доходов от продажи энергоносителей лишь на 50% по сравнению с саудовской экономикой, где этот показатель намного больше.
Согласно сводному арабскому отчету, доходы от нефти составляли 92,6% всех государственных доходов в 2000 году. В 2018-м они все еще составляют почти две трети этих доходов, несмотря на значительное снижение цен на нефть с 2014 года.
Чтобы компенсировать сокращение доходов, королевству пришлось ввести больше налогов, в результате чего доля налоговых поступлений в государственный бюджет увеличилась с 4,9% в 2000 году до более 30% в 2018 году.
Королевство зафиксировало бюджетный профицит в размере около 4,4% в 2000 году, который увеличился до более чем 18% в 2005 году, однако позже нормой для бюджета стал дефицит. Он достиг максимума в 2015 году, составив более 103%, а затем снизился до 82,9%, 63,9%, 33,1% в 2016, 2017, 2018 годах, соответственно, после повышения ряда налогов, цен на топливо и государственных сборов за услуги.
Кроме того, на топливо по-прежнему приходится большая часть саудовского экспорта. В 2000 году показатель составлял около 92,1%, а в 2017-м он снизился почти до 80%. Согласно оценкам, снижение цен на нефть обходится Саудовской Аравии в 400 миллионов долларов в день, то есть около 150 миллиардов в год.
Характер саудовской экономики и неспособность государства диверсифицировать свое производство, несмотря на целенаправленные реформы (10 шагов развития в период 1970-2019), привели к тому, что страна не может противостоять истощению природных ресурсов и развить конкурентоспособность на международной арене. Это необходимые инструменты для достижения экономической стабильности в среднесрочной и долгосрочной перспективах, и, следовательно, отсутствие нефтяных доходов означает использование государственных резервов и внешние заимствования.
Другими словами, валютные резервы Саудовской Аравии за последние пять лет уменьшились более чем на 30%, хотя цена на нефть в течение этого периода не падала ниже 45 долларов. Если цены опустятся ниже 30 долларов, можно ожидать полное истощение саудовских валютных резервов в течение следующих пяти лет.
Королевство продолжает выпускать облигации с начала 2019 года, лидируя на рынке в Персидском заливе со стоимостью 30,81 миллиарда долларов, или 47% от общей стоимости облигаций стран субрегиона.
Из государственного бюджета Саудовской Аравии также финансируется заработная плата 2,7 миллиона государственных служащих. Запланированные бюджетом расходы являются основным двигателем экономической активности, темпы которой снизились из-за прошлых реформ. Вне всякого сомнения, увеличение дефицита бюджета в результате еще большего падения цен на нефть повлечет за собой суровые меры экономии, а также нагрузку на граждан.
Кристин Смит Диван из Института арабских государств Персидского залива (Вашингтон) сказала: «Весьма ожидаемо наблюдать аресты в королевстве на фоне провала переговоров с Россией».
По ее словам, наследный принц понимает, что экономическая ситуация ухудшится, поэтому он хочет обеспечить стабильность перед новыми вызовами.
Саудовская Аравия — это пример государства-рантье, уязвимого перед лицом внешних потрясений.
Это значит, что снижение цен на нефть повлечёт за собой серьезный экономический кризис в королевстве, главное бремя которого будут вынуждены нести простые саудовцы, так как страна не сможет выполнять внешние обязательства, будь то из-за войны в Йемене или закупок американского оружия в свете усиления вражды с иранским режимом.
Наследный принц Саудовской Аравии вовлек королевство в самоубийственную дуэль с русским медведем. Нет никаких сомнений, что проиграют обе стороны, но потери Саудовской Аравии будут больше и цену нынешнего конфликта заплатит народ. Вряд ли можно будет рассчитывать на поддержку ОАЭ, так как вполне вероятно, они столкнутся с другими проблемами.
На мой взгляд, нормализация отношений с Катаром, ускорение урегулирования в Йемене и изменение политики Саудовской Аравии в пользу стратегических интересов, а не личных прихотей, могут послужить саудовскому гражданину во благо во время кризиса. Смогут ли саудовские власти согласиться с этим и поставить интересы своего народа на первое место?