Несомненно, президенту Трампу не дает покоя нефтяная война между Саудовской Аравией и Россией. Во вторник, 31 марта, во время пресс-конференции он сообщил, что он поговорил с кронпринцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом и президентом России Владимиром Путиным. По словам американского президента, эти два лидера ведут переговоры, а Трамп может «в случае необходимости лично присоединиться к этим переговорам в подходящий момент». Трамп также озвучил ту проблему, которая беспокоит его больше всего: низкие цены на нефть могут обернуться для многих существенным снижением налогов, однако это того не стоит, если ценой окажется крах американской нефтяной индустрии».
Ценовая война на нефтяном рынке — Россия и Саудовская Аравия стараются добывать как можно больше нефти, чтобы посмотреть, чья национальная экономика сумеет справиться с резким снижением поступлений в бюджет, — началась после того, как Эр-Рияд и Москва не смогли договориться о дополнительном сокращении объемов добычи на встрече 6 марта. Те сокращения, вероятно, не привели бы к росту уже довольно низкой цены на нефть, но они вряд ли существенно повлияли бы на доходы от продажи нефти. Если не углубляться в экономическую теорию, можно сказать, что отсутствие как минимум элементарных рамок в области торговли таким важным ресурсом, как нефть, может привести к огромным колебаниям цен — в ущерб потребителям и производителям одновременно.
Президент Трамп это понимает. В своем интервью, которое он дал Fox News 30 марта, Трамп сказал, что эта нефтяная война представляет собой борьбу между Саудовской Аравией и Россией: «И они обе сошли с ума, обе сошли с ума». Его формулировки вряд ли можно назвать дипломатичными, и, вполне возможно, они не понравятся Москве и Эр-Рияду, однако они достаточно точно передают точку зрения многих аналитиков в области энергетики касательно истоков текущего кризиса.
Что еще более удивительно, администрация Трампа склоняется к тому, чтобы в текущем кризисе винить скорее Саудовскую Аравию, нежели Россию. После телефонного разговора госсекретаря США Майка Помпео (Mike Pompeo) и кронпринца Мохаммеда 24 марта, американская сторона выступила с заявлением, где говорилось следующее: «Госсекретарь подчеркнул, что, будучи лидером Большой двадцатки и лидером в области добычи энергоресурсов, Саудовская Аравия имеет реальную возможность выполнить свою миссию и успокоить глобальные энергетические и финансовые рынки теперь, когда мир столкнулся с серьезной экономической неопределенностью». После такого завуалированного упрека заключительное предложение о нашем «партнерстве перед лицом дестабилизирующего поведения Ирана в регионе» осталось незамеченным.
Это вовсе не значит, что некоторые представители Белого дома не хотели бы встать на сторону Саудовской Аравии в этом споре. 31 марта агентство Reuters сообщило, что в настоящее время рассматривается предложение по созданию «альянса Соединенных Штатов и Саудовской Аравии для управления глобальным нефтяным рынком». По словам одного источника, идея такой альтернативы ОПЕК «рассматривается, однако пока ни о каких серьезных дискуссиях по этому поводу речь не идет». По словам других источников, Помпео обсуждал эту идею с министром энергетики Дэном Бруйетт (Dan Brouillette) и новым советником по вопросам национальной безопасности Робертом О'Брайеном (Robert O'Brien).
Вероятно, как сообщает Reuters, конгресс США выступит против этой идеи, однако ее можно использовать, чтобы заставить Эр-Рияд сократить объемы добычи.
Остается только гадать, как будет разворачиваться нефтяная война и когда она закончится. Ситуация развивается очень быстро. Несмотря на заявление Трампа о том, что Россия и Саудовская Аравия проводят дискуссии, в среду, 1 апреля, Кремль сообщил, что эти две страны не ведут никаких переговоров в настоящий момент и что президент Путин не планирует проводить телефонные переговоры с властями Саудовской Аравии.
Более того, Россия только что отправила в Соединенные Штаты самолет с медицинским оборудованием для борьбы с распространением коронавирусной инфекции. Многие скептически отнеслись к этой помощи, назвав ее пропагандистских ходом.