Из-за провала переговоров по сокращению добычи Саудовская Аравия начала ценовую войну на нефтяном рынке непосредственно против России. Она непрерывно снижает цены на свою нефть, захватывая российскую долю на энергетическом рынке (главным образом европейское направление). Прочие нефтедобывающие страны были вынуждены увеличить нефтедобычу или как минимум снизить цены, чтобы сохранить свою долю рынка. Что касается России, несмотря на утверждения российского правительства, что оно сможет поддерживать нынешние цены в течение пяти-шести лет, международное сообщество так не считает. Текущая цена на нефть уже ниже себестоимости российской нефти. Кроме того, чем больше объемы производства, тем больше издержки. К счастью, у России есть верный сторонник, который готов по более высокой цене делать «переливания крови» России, а также готов отказаться от дешевой нефти Саудовской Аравии. В противном случае России пришлось бы намного раньше признать поражение в этой ценовой войне.
Ранее Саудовская Аравия неоднократно начинала ценовые войны на нефть, и независимо от того, направлена ли она была против Советского Союза или Венесуэлы, она неизменно одерживала победу. Так, распад Советского Союза был напрямую связан со слишком низкими ценами на нефть в тот период. Однако все эти прошлые противники, потерпевшие поражение против Саудовской Аравии в нефтяных войнах, не похожи на сегодняшнюю Россию. Есть кто-то, готовый покупать нефть у России по цене, которая намного выше международных цен на нефть, чтобы таким образом выступить для России в качестве «донора». В противном случае у России не было бы уверенности для осуществления апрельской сделки по продаже двух миллионов тонн нефти Белоруссии по цене в 4 доллара за баррель. Эта сделка по явно убыточной цене была заключена исключительно для сохранения белорусского рынка. Не так давно в ответ на вопросы об объединении двух стран белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что больше не будет продолжать покупать российскую нефть, однако теперь, подвергнувшись такому большому искушению, Белоруссия изменила свое прежнее решение.
До сих пор не было никакого сигнала с саудовской стороны о завершении ценовой войны, поскольку она продолжает увеличивать добычу и снижать цены. Как сообщается, Саудовская Аравия по-прежнему имеет возможность продолжать наращивать добычу и снижать цены. Для всех нефтеэкспортирующих стран ценовая война — очень плохая вещь, особенно негативно это отражается на странах, для которых экспорт нефти составляет основу государственных бюджетных поступлений, и здесь Саудовская Аравия не является исключением. Однако из сложившейся ситуации очевидно, что даже несмотря на то, что из-за нынешней цены на нефть бюджетный дефицит правительства Саудовской Аравии продолжает расти, страна по-прежнему не идет на уступки. Кроме сокращения некоторых необязательных государственных расходов, Саудовская Аравия еще может также получить огромный финансовый доход от Европы и Соединенных Штатов. Ее репутация на международном финансовом рынке намного выше, чем у России. Самое главное, что хотя текущая цена составляет лишь часть цены, требуемой правительству Саудовской Аравии для поддержания бюджетного баланса, цена саудовской нефти по-прежнему намного выше себестоимости ее добычи (менее 9 долларов за баррель), и с этим Россия не сможет сравниться. Самая дешевая российская нефть поступает с Кавказа и Каспийского моря, а себестоимость составляет более 20 долларов за баррель.
Нельзя не признать, что война цен на нефть сильно ударила по развивающейся отрасли производства сланцевой нефти в США. 1 апреля крупная сланцевая нефтяная компания Whiting Petroleum обратилась в суд с заявлением о банкротстве, но следует отметить, что вся отрасль добычи сланцевой нефти является лишь малой частью экономики Соединенных Штатов. Это совершенно не похоже на ситуацию России и Саудовской Аравии, поскольку нефтяная промышленность не является основой экономики США. Хотя из-за давления на сланцевую нефтяную промышленность президент США Дональд Трамп надеется, что наследный принц Саудовской Аравии сможет поднять цены, но саудовская сторона до сих пор не отреагировала четко. Очевидно, что Саудовская Аравия ожидает действий со стороны России.
Россия по-прежнему держится высокомерно, продолжая стискивать зубы. Однако те российские нефтяные компании, которые не могут конкурировать на Востоке с долей добычи «Роснефти», уже больше не могут продолжать это противостояние, надеясь, что Кремль в ближайшее время сможет достичь соглашения с саудитами по поводу сокращения добычи нефти. Некоторые из этих компаний уже начали принудительное сокращение (в комментариях говорилось, что объекты нефтедобычи, закрытые этими компаниями, скорее всего, больше никогда не смогут открыться), но здесь возникает вопрос: согласится ли правительство России прийти к соглашению о сокращении добычи с Саудовской Аравией? Это уже не чисто экономический вопрос. Он затрагивает сложные политические сферы влияния, поскольку за последние годы российское правительство во главе с Владимиром Путиным продемонстрировало ряд жестких позиций. Не важно, будь это сопротивление американским и европейским санкциям или же военные действия за границей, если Россия сейчас признает свое поражение в этой ценовой войне, вполне вероятно, что это окажет огромное негативное влияние на страну. Очевидно, Путин считает, что в государстве с ежемесячным средним доходом в 1500 юаней русский народ способен выдержать и более суровую зиму.